Posted 23 июня 2010,, 20:00

Published 23 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:55

Updated 8 марта, 06:55

Батька идет ва-банк

Батька идет ва-банк

23 июня 2010, 20:00
Вчера «Газпром» увеличил ограничение на поставки газа в Белоруссию до 60%, сообщил глава компании Алексей Миллер. Россия продолжает настаивать, чтобы соседи оплатили 192 млн. долларов накопившегося долга. В свою очередь Минск, грозивший тем, что станет забирать топливо из европейского транзита, судя по всему, перешел о

Как и ожидалось, «Газпром» продолжил сокращать поставки «голубого топлива» в Белоруссию, вчера он сделал это с удвоенной силой. Вентиль довернули не на 15%, как в предыдущие два дня, а сразу на 30, доведя общее снижение газового потока до 60%. «Белорусская сторона не предпринимает никаких действий для погашения задолженности за поставки российского газа. Ограничение поставок газа в Белоруссию будет продолжено пропорционально имеющейся задолженности», – заявил Алексей Миллер. Соседи подтверждают, что газа стало еще меньше. «В настоящее время мы получаем около 20 млн. кубометров в сутки. При обычном режиме мы получали 45 млн.», – сообщил источник в профильной отрасли Белоруссии.

В свою очередь Минск предпринял контратаку, уведомив Россию о том, что будет отбирать газ из транзитной трубы. Об этом еще во вторник заявил Александр Лукашенко, а вчера «Газпром» получим официальное письмо белорусского правительства. Отбор начался во второй половине дня. Первыми жертвами партизанских действий стали Литва и Калининград, который получает газ транзитом через балтийскую страну. «Сегодня примерно с 12 часов наблюдаем изменения в доставке природного газа. Анализируются показания датчиков, примененные ограничения с белорусской стороны составляют примерно 30% общих потребностей Литвы и Калининградской области», – сообщила литовская компания-поставщик Lietuvos dujos.

Таким образом «газовая война» перешла в новую стадию. А ведь после того, как вчера утром белорусская сторона впервые в этом году заплатила за майские поставки полную сумму, 260 млн. долларов, тем самым признав свои контрактные обязательства, появилась надежда, что и долг, накопленный недоплатами за предыдущие месяцы, также будет признан и погашен. Но пока на очередной поворот вентиля России Минск ответил не деньгами, а своим вентилем.

Российские власти хоть и были готовы к такому сценарию, но все же надеялись, что конфликт удастся быстро потушить. «Мы уверены, что эта проблема будет носить краткосрочный характер», – заявил на встрече с председателем Европарламента Ежи Бузеком глава Минэнерго Сергей Шматко. Сколько может продолжаться это противостояние? Транзитный газ, который сейчас забирает себе Белоруссия, можно пустить по другим маршрутам, у «Газпрома» уже есть договоренность с Украиной и другими транзитерами. Когда это произойдет, воровать газ будет неоткуда. Однако соседи готовы держаться, по крайней мере, какое-то время. Источник в белорусской газовой отрасли сообщил, что даже в случае полного отключения газа страна сможет жить несколько суток за счет объемов топлива, находящегося в газотранспортной системе. «Пока подземные хранилища газа мы не задействовали, на предприятиях введен режим экономии, у каждого диспетчера есть график переключения предприятия с газа на мазут», – сказал он.

Заместитель председателя НП «Координатор рынка газа» Владимир Фейгин считает, что Белоруссия может перераспределить потоки газа, отдав большую часть населению и ограничив промышленные предприятия, которые могут задействовать свои резервы. «На электростанциях основное топливо – газ, но у них должно быть резервное топливо, как правило, это мазут. Должны быть склады мазута, которые заполнятся так, чтобы хватило на определенный период, в советское время, например, он составлял 15 суток, – рассказал «НИ» эксперт. – Кроме того, в Белоруссии работают нефтеперерабатывающие заводы, которые сами вырабатывают мазут и могут направлять его на электростанции». Другим резервом, по словам эксперта, являются газохранилища, которые, правда, в Белоруссии невелики, их объем составляет порядка 10% годового потребления, и непонятно, насколько они сейчас заполнены.

Пока переговоры продолжаются. Минск настаивает на том, что «Газпром» сам задолжал за транзит топлива в Европу. Правда, ясности с суммой долга нет: президент Белоруссии Александр Лукашенко говорит о 260 млн. долларов, а первый замглавы Минэнерго страны Эдуард Товпенец оценил долг в 210 млн. Если обе стороны должны друг другу, то почему не произвести взаимозачет и не погасить конфликт? Эта тема была поднята Александром Лукашенко, но почему-то не в переговорах с «Газпромом», а на встрече с главой российского МИДа Сергеем Лавровым. «Газпром» признает наличие долга, но упирает на то, что, во-первых, поставки газа и транзит – это разные вопросы и связывать их нельзя, а во-вторых, белорусская сторона сама задерживает его оплату. «Это искусственная ситуация, которая создана тем, что белорусская сторона сознательно не подписывает акты выполненных работ и не позволяет погасить этот долг, который мы готовы были погасить уже давным-давно», – заявил официальный представитель компании Сергей Куприянов.

«Юридически это два разных контракта, согласно общему принципу поставки и транзит – две разные сферы договоренности, работающие по разным правилам, – подтвердит г-н Фейгин. – Что касается взаимозачета, то во многом этот вопрос носит технический характер. Утверждается, что белорусская сторона не дает «Газпрому» заплатить за транзит, не подписывая акт. Ну и пусть подпишут его, получат деньги за транзит и могут распорядиться ими по своему усмотрению, в том числе пустить на оплату долга». По словам эксперта, пока акт не подписан, нельзя взять и простить друг другу взаимный долг.

"