Posted 23 мая 2004,, 20:00

Published 23 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

«Не добились, а договорились»

«Не добились, а договорились»

23 мая 2004, 20:00
Итогом саммита Россия–ЕС стало подписание протокола о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). За пропуск в мировую торговлю наша страна заплатила обещаниями ускорить движение к ратификации Киотского протокола, повысить цены на газ и понизить импортные пошлины.

Самой горячей темой переговоров был так называемый газовый ультиматум, который руководство Евросоюза выдвинуло России. Речь в нем шла о том, чтобы ликвидировать экспортную монополию Газпрома, снизить экспортную пошлину на газ, дать возможность иностранным компаниям пользоваться российской газопроводной системой и сооружать частные трубопроводы в нашей стране. На это Россия, естественно, пойти не могла, поэтому никто, вплоть до подписания протокола, не верил в возможность компромисса. Однако договориться все-таки удалось.

«Сто телефонных разговоров, тридцать встреч и литры выпитого кофе привели к согласию сторон», – заявил на пресс-конференции основной переговорщик со стороны ЕС, член еврокомиссии по торговле Паскаль Лами. «Последние три дня общались круглосуточно», – подтвердил министр экономического развития и торговли (МЭРТ) Герман Греф.

Итогом стал пакет договоренностей, в том числе и по «газовому ультиматуму», от основных пунктов которого ЕС пришлось отказаться. Впрочем, Россия все же взяла на себя обязательства повысить внутренние цены на газ для промышленных пользователей. Сейчас тысяча кубометров газа стоит 27–28 долларов, к 2006 году цена будет повышена до 37–42, а к 2010 году до 49–57 долларов. Г-н Греф заверил, что эти цены полностью соответствуют энергетической стратегии, одобренной и утвержденной правительством России.

В свою очередь, экспортные пошлины на газ останутся на сегодняшнем уровне – 30%. В случае если они будут влиять на цену газа, продаваемого в Европу, ЕС резервирует возможность вступить с нами в переговоры по этому поводу, уточнил глава МЭРТ. Экспортные пошлины на электроэнергию и нефть также остались неизменными.

Что же касается российских импортных тарифов на другие товары, то их средневзвешенная ставка снизится с нынешних 11,9 до примерно 10,5%. В основном это произойдет за счет снижения пошлин на технологическое оборудование. На промышленные товары средний уровень пошлин, которые Россия обязалась не превышать, составит 7,6%, на рыбную продукцию – 11%, на сельскохозяйственную – 13%. Впрочем, по последнему пункту Россия оставила за собой право повышения тарифов. В ответ ЕС удалось договориться о снижении сборов для европейских авиакомпаний, которые совершают полеты над Сибирью. По обещаниям главы МЭРТ, к 2013 году она будет недискриминационной и основанной на реальных затратах.

Без результата остались попытки ЕС добиться от России разрешения для европейских финансовых компаний вести операции в нашей стране. Как дипломатично уточнил Паскаль Лами, «российская сторона ввела ограничения там, где это может помешать отечественному поставщику услуг», а именно в банковском и страховом бизнесе.

В целом пакет соглашений о вступлении в ВТО можно было бы считать весьма выгодным для России, если бы не несколько обстоятельств, о которых переговорщики, общаясь с прессой, умолчали. Известно, что европейская сторона требовала существенного снижения российских тарифов на импорт самолетов и автомобилей. Однако комментировать итог переговоров касательно этих отраслей Герман Греф не стал, заявив, что не желательно сейчас открывать все карты.

Кроме того, в ходе переговоров ЕС также высказал недовольство позицией России на рынке телекоммуникаций, где сохраняется монополия оператора междугородной и международной связи Ростелекома. Не называя конкретных цифр, г-н Греф заявил, что по этому вопросу «нашлись развязки», правда, какие именно, не уточнил. Подобная таинственность дает повод предполагать, что эти отрасли России все же пришлось сдать.

Одна из основных интриг развивалась также вокруг ратификации Киотского протокола, который ограничивает уровень выбросов в атмосферу парниковых газов индустриально развитыми странами. В случае его подписания России грозят огромные финансовые затраты. Эксперты предполагали, что именно обещание президента Путина ратифицировать Киотский протокол смягчит требования Евросоюза. Так и случилось. «Повторяя слова президента Путина, скажу: мы не добились, мы договорились», –подвел итог Герман Греф.



«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕСПРЕДЕЛЬНЫМ»

О том, чем Россия расплатится за вступление в ВТО, «НИ» рассказал директор высшей школы бизнеса МГУ Олег ВИХАНСКИЙ:

– Единственное, с чем сложно спорить, так это с тем, что открытие рынков для иностранных производителей и поставщиков услуг создаст лучшие условия для конкуренции. Соответственно, снизятся цены, повысится качество услуг, и российский потребитель, по идее, должен почувствовать себя значительно лучше. Но это «по идее», а реально позиции многих российских компаний и предприятий просто обвалятся, потому что мы еще совершенно не готовы к вступлению ВТО.

Наше присоединение к этой организации выгодно странам ЕС, потому что они получат доступ к нашим слаборазвитым рынкам и снизят собственные издержки. В итоге конкурентоспособность развитых стран вырастет, а наша будет падать. Играть по правилам ВТО и получать от этого выгоду мы не сможем до тех пор, пока у нас не появятся ясные приоритеты в области промышленного производства, пока мы не уйдем от сырьевой зависимости и не выведем перерабатывающую промышленность на внешние рынки.

У нас экономика так устроена: жуткая концентрация производства на отдельных предприятиях. Население некоторых городов зачастую живет за счет одного завода. Прекратите производство автомобилей в Нижнем Новгороде или Тольятти – как минимум миллион человек выйдут на улицы.

Экономический либерализм, который сейчас у нас доминирует, не должен быть беспредельным. Либералы считают, что рынок все разрулит. Однако в такой искаженной экономике, как наша, рынок не может быть той силой, которая все выстроит. Прежде всего, нужна промышленная политика, позволяющая отдельным отраслям, таким как электроника, машиностроение, развиваться. А мы только и говорим, что надо уйти с нефтяной иглы. Никуда мы в ближайшее время с нее не уйдем.

"