Posted 24 апреля 2020,, 14:45

Published 24 апреля 2020,, 14:45

Modified 7 марта, 14:48

Updated 7 марта, 14:48

Андрей Ковалев

Андрей Ковалев: «Получившим субсидии от государства надо выдавать Нобелевские премии»

24 апреля 2020, 14:45
Андрей Ковалев
Андрей Ковалев – московский предприниматель, владелец ГК «Экоофис», креативного фудкорта «Подсолнухи Art&Food» и др. Годовой оборот всех проектов: 2 млрд рублей, 800 сотрудников. Взращиваемые десятилетиями предприятия рушатся за месяц, а декларируемая властями помощь сегодня - 00 рублей, рассказал он в интервью "НИ".

Юлия Сунцова

«До коронавируса у меня было крепкое среднее предприятие. За месяц мы с рентабельности +10% ушли в -40%. Десятая часть сотрудников уже уволена, часть отправлена в неоплачиваемые отпуска, остальным – сокращены зарплаты, сокращены ставки. В следующем месяце, боюсь, платить людям будет нечем, зарплаты не могут обеспечить уже даже крупные компании, что и говорить о среднем бизнесе.

Основная боль у владельцев коммерческой недвижимости: дикий налог на кадастр и за аренду земли: стоимость недвижимости прописывают в пять раз выше ее реальной цены. Сбор этот был введен в 2014 году. Ну, государственный преступник, я для себя оцениваю его так, а как еще можно назвать того, кто это придумал? Пандемия только обнажила эту проблему. Доходы в отрасли за месяц уже упали на 50%, и мы идем на уступки, снижаем плату для своих арендаторов, а о снижении налогов на работу с недвижимостью никто даже не вспоминает.

Весь мир спасает бизнес, спасает рабочие места, тратя триллионы долларов и евро, у нас сумма на поддержание составляет смешные 0,7% ВВП. Везде есть понимание, что, не вливая деньги в бизнес сейчас, потом нужно будет потратить в 2-3 раза больше. В России – такого понимания нет. Прошло четыре месяца с начала эпидемии. Одни декларации. Данные поручения президента и правительства пока дошли до земли, обросли невероятными инструкциями, по которым получить помощь от государства невозможно. Никакой системы государственного управления в этой части я не вижу.

В США, Великобритании, Германии предприниматель автоматически получает госпомощь. Они сидят на карантине спокойно, а мы трясемся. 10 млн работников, минимум, у нас уже на пороге безработицы. Пока власть не сделала ничего, чтобы сохранить рабочие места. Говорят о каких-то подачках, но и те получить невозможно. Система не работает.

Люди, которые с 90-х строили свой бизнес, прошли бандитские годы, пережили кризисы 2008-2009 и 2014 годов сегодня становятся нищими. Работникам негосударственных предприятий действительно нечего есть, нечем кормить детей. Это уже реальность, то, что произошло в Северной Осетии, будет у нас повсеместно.

Прямо сейчас нужно вливать в бизнес, минимум, 15-20 триллионов, иначе после окончания эпидемии придется вливать 50 триллионов, при этом многие предприятия не оживут.

Верните предпринимателям 30% налогов, которые они заплатили за прошлый год, и это реально спасет ситуацию. Сделайте это напрямую, не нужно изощренных схем опосредованных, по которым ничего не до нас доходит. Дайте кредиты под 2-3% - и населению, и бизнесу, как это происходит во всем мире, чтобы спасти потребительский спрос.

Простой широко анонсированный беспроцентный кредит на зарплату. Я бы воспользовался им сейчас, я бы воспользовался всем, чем можно. Но где эти нулевые зарплатные кредиты? Прошел месяц с тех пор, как президент объявил о помощи, а ее до сих пор нет.

Банк ВТБ, много лет с ним прекрасно и отлажено работаем. Звоню туда, а мне говорят, что выдача беспроцентных кредитов пока не ведется. Фондирования от центра не поступило. Отказ не зависит от ВТБ, инструкции должен разработать и выслать регулятор Центробанк. Прежде чем банки смогут выдавать кредиты под нулевой процент, они должны получить либо 10% дотаций, либо финансироваться напрямую от ЦБ по ставке –2%. Очевидно, что ЦБ не выполняет распоряжение президента. Вспомните, как несколько дней назад попытался получить кредит министр Решетников. И у него ничего не получилось.

С другими банками я даже не буду пробовать работать по беспроцентным кредитам на зарплату. Менять сейчас банк при отлаженной системе работы с кредитором – действие с нулевым результатом. Мой банк видит мои обороты, он знает, какой недвижимостью я владею, у нас в ВТБ зарплатный проект. Все мои сотрудники получают зарплату на карточки нашего банка. Я для него прозрачен. Никакой другой банк даже рассматривать не будет мои заявки, потому как, чтобы открыть счёт в любом другом банке, мне необходимо получить согласование с ВТБ. Это длинная процедура с неявным исходом, которая займёт минимум три месяца. Кроме того, в других банках тоже пока нет инструкции от ЦБ.

Мы постоянно мониторим ситуацию. Вот президент на встрече с предпринимателями дал поручение решить вопрос с налогом на кадастр и арендой земли, чтобы арендодатели могли снизить плату своим арендаторам. Наконец, сейчас должна выйти инструкция мэра Москвы по получению субсидий, но почему-то только для владельцев торговых центров. А что у владельцев другой коммерческой недвижимости дела обстоят отлично? В документе – 11 страниц, понять из них ничего не возможно. Тому, кто сможет получить субсидию по этому документу, нужно выдать Нобелевскую премию.

Малые и средние предприниматели выйдут из кризиса, конечно, уже совершенно другими людьми. Бизнесмены уже сейчас открыто говорят власти, что она их не устраивает. А какой еще должен быть диалог, если мы, управленцы, которые десятилетиями выстраивали свой бизнес, видим, что наверху грамотного управления вообще нет.

Мое предположение, что уже этим летом появится новая партия из представителей МСП. Это будет уже не та всем известная фейковая партия, которая будто бы представляет наши интересы сейчас, и не те провластные организации, которые делают вид, что помогают предпринимательству. Я уже вижу, как предприниматели объединяются в городах, как объединяются они везде по отраслевому принципу и открыто выражают свою глубокую неудовлетворенность действиями власти и обсуждают, как спасать страну. И это будут люди с реальным управленческим опытом. Они будут требовать масштабной экономической реформы, снижения налогов, ставок по кредитам, тотального пересмотра отношений власти и бизнеса».

"