Posted 24 апреля 2016,, 14:18

Published 24 апреля 2016,, 14:18

Modified 8 марта, 03:07

Updated 8 марта, 03:07

Принуждение к автосервису

Принуждение к автосервису

24 апреля 2016, 14:18
К 1 октября 2016 года правительство совместно с Банком России должны представить предложения по устранению главных недостатков ОСАГО. Смысл грядущих изменений, похоже, понятен уже сейчас: наиболее распространенной формой возмещения по этому виду страхования станет ремонт автомобиля, а не денежная компенсация. Опрошенны

Напомним, что в ходе «Прямой линии» с главой государства 14 апреля президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин предложил поручить Банку России проработать вариант перехода исключительно на натуральную форму возмещения убытков по ОСАГО. По его мнению, нужно создать сеть региональных сервисов для внедрения и расширения практики «натуральных компенсаций», что поможет бороться с мошенническими схемами в этом виде страхования и создать дополнительные рабочие места. Владимир Путин обещал обдумать данное предложение.

Одновременно с этим Российский союз автостраховщиков (РСА) сообщил, что направил в Банк России, Минфин и Госдуму проект поправок в закон об ОСАГО, которые расширяют практику возмещений в натуральной форме и содержат комплекс мер по борьбе с мошенничеством в обязательном автостраховании.

По мнению президента РСА Игоря Юргенса, сейчас страховому возмещению через ремонт препятствуют автоюристы, которые побуждают клиентов выбирать выплату в денежной форме. По оценке ассоциации, в прошлом году на выплаты автоюристам ушло более 10 млрд. рублей из системы ОСАГО. Позже глава ЦБ Эльвира Набиуллина подтвердила, что сейчас обсуждаются варианты большего распространения ремонта в ОСАГО, однако подчеркнула, что ЦБ примет эту меру, только если она не будет ущемлять права граждан.

По мнению директора Департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрия Белова, принятие нового закона, предложенного РСА и призванного сделать более распространенным возмещение в случае ДТП в виде ремонта, затруднит возможности спекуляции и мошенничества: в конечном счете компания-страховщик оплачивает фактический ремонт транспортного средства в тех объемах, в которых это необходимо. «Однако говорить о полном переходе на возмещение в виде ремонта преждевременно – несмотря на ряд спорных вопросов, для многих граждан получение именно денежных компенсаций является более удобным и, как следствие, предпочтительным вариантом», – отметил г-н Белов в комментарии для «НИ».

Автоюристы указывают на слабые места данной инициативы. «Я категорически не согласен с предложением страховщиков по совершенствованию механизма ОСАГО в части возмещения ущерба автомобилю путем преимущественного использования ремонта в автосервисе, – сказал «НИ» председатель Московской коллегии адвокатов «Европа-Азия» Теюб Шарифов. – Сейчас по закону об ОСАГО при ремонте старого автомобиля страховщики могут использовать бывшие в употреблении запчасти с учетом степени износа до 50%. Износ учитывается и при выплате в денежной форме. Раньше страховщики говорили, что готовы не учитывать износ автомобиля в выплатах по ОСАГО, но только при условии повышения тарифов».

Главным недостатком новой системы ОСАГО станет безальтернативность проведения ремонтных работ. Фото: ThinkstockPhotos



Эксперт усматривает в предложениях страховщиков вполне корыстные мотивы. В связи с этим, по его мнению, возникают вопросы и к самим страховым организациям. Так, к примеру, за 2014 год было продано полисов ОСАГО более чем на 150 млрд. рублей. Выплачено в виде компенсаций – 88,8 млрд. рублей, или менее 60% от собранных средств. Хотя законодательство об ОСАГО требует, чтобы страховые компании выплачивали пострадавшим не менее 77% от собранных в рамках ОСАГО средств. Страховщики имеют право оставить 20% собранного «на ведение дел» и еще 3% – в качестве отчислений в компенсационные фонды РСА.

«Нужно разработать четкие критерии выплат именно в денежной форме, без каких-либо подводных камней, а не заниматься навязыванием услуг по ремонту в автосервисе. При этом условия должны быть абсолютно равные», – считает г-н Шарифов.

На то, что в рамках реформы ОСАГО должны быть учтены интересы не только страховщиков, но и автовладельцев, в беседе с «НИ» указал и председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго: «Основная проблема ОСАГО в нынешнем варианте – это несоответствие производимых выплат стоимости восстановительного ремонта. Дело в том, что нередко рассчитанных сумм компенсации не хватает на приобретение новых запасных частей и оплату услуг квалифицированных станций технического обслуживания. Следовательно автовладельцы должны тратить свои деньги, доплачивая разницу».

По мнению эксперта, не стоит вводить безальтернативно проведение лишь ремонтных работ, и уж, конечно, не имеет смысла создание государственных станций техобслуживания для этих целей. «Право производить ремонты по ОСАГО можно разыгрывать в рамках аукционов по аналогии с тендерами на государственные контракты», – считает г-н Корчаго.

«Главным недостатком, которого, я надеюсь, все-таки удастся избежать, может стать «принудиловка», если инициативу реализуют буквально, вообще запретив денежную компенсацию», – сказал «НИ» ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский. По его словам, когда человек получает компенсацию в денежном виде, он имеет возможность выбора и волен обратиться к тому мастеру, которому он доверяет. «Если же всех пострадавших будут отправлять в одну мастерскую, работники которой совершенно не заинтересованы работать качественно (ведь клиентов гонят к ним принудительно), автомобилисты только пострадают», – убежден собеседник «НИ».

"