Posted 23 апреля 2012,, 20:00

Published 23 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:37

Updated 8 марта, 05:37

Тришкин кафтан регионов

Тришкин кафтан регионов

23 апреля 2012, 20:00
Доходы местных бюджетов в 2011 году выросли на 14%, сообщил Минфин РФ. Тем не менее финансовое благополучие провинции все больше зависит от вливаний из государственной казны, а объем государственного долга регионов растет вопреки заявлениям чиновников.

Объем доходов региональных бюджетов в 2011 году составил 2,96 трлн. руб., что выше уровня 2010 года на 13,9%. Об этом говорится в результатах мониторинга, опубликованных вчера Министерством финансов РФ. Самые высокие темпы роста собственных доходов были отмечены в Камчатском крае (+45,9%), в Пензенской области (+34,5%), в Белгородской области (+33%), в Ямало-Ненецком автономном округе (+31,6%), в Тюменской области (+30,2%), Томской области (+28,3%), Тамбовской области (+28%). Основным бюджетообразующим налогом в 2011 году остается налог на доходы физических лиц – его удельный вес составил 66,4%, или 583,5 млрд. руб. Рост собственных доходов произошел в местных бюджетах 73 субъектов России, снижение – в 10 регионах.

Оптимистичные выкладки Минфина тем не менее едва ли способны скрыть неблагополучную ситуацию с усилением бюджетной зависимости регионов от федерального центра. Нагрузка на казну растет, а регионы развиваются медленно, превращаясь, все больше в обузу, нежели в двигатель финансовой системы страны. Ранее Счетная палата сообщала, что доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджеты регионов составляет около 23%, а бюджеты 15 регионов более чем на 50% сформированы за счет средств федерального центра (среди них Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Карелия). А если говорить о Дагестане или Тыве, то их бюджет на 90% формируется за счет федеральной помощи. При этом количество дотационных регионов в 2012 году по плану возрастет с 69 до 72.

Не так давно президент Дмитрий Медведев предложил дать регионам больше полномочий, переданных с федерального уровня, с тем, чтобы перевести их на самообеспечение. Однако пока что это остается лишь декларацией. Основная причина такого положения заключается в неравномерном экономическом развитии регионов. Другой стороной проблемы является неэффективное расходование полученных доходов местными властями. К примеру, чиновники дотационной Волгоградской области, как показал сайт госзакупок, в этом году решили закупить сувениры на 1,5 млн. руб. Одни лишь открытки и наручные часы с символикой регионального парламента обойдутся местной казне в более 700 тыс. руб.

«Мало собрать доходы, важно еще их грамотно потратить – на повышение уровня жизни, зарплат, развитие бизнеса, – сказал «НИ» гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. – А с этим в регионах как раз большая проблема». Повышение доходов местных бюджетов на 14% эксперт назвал «средней температурой по больнице». Действительно, если в одних регионах наблюдается существенный прирост, то другие, напротив, все больше просят дотаций из государственной казны.

По оценке Счетной палаты, основную сумму – 72,2% – собранных на территориях доходов формируют всего 10 субъектов Федерации. При этом практически две трети расходов консолидированных бюджетов регионов направляются на выплату зарплат, социальных выплат и оплату коммунальных услуг, то есть идут на финансирование текущих расходов, а не на развитие.

Эксперты полагают, что по итогам нынешнего года ожидать увеличения доходов в регионах уже не приходится, равно как и не стоит рассчитывать глубинке на особые щедроты из федерального центра. Как сообщил «НИ» вице-президент коммерческого банка Павел Геннель, в этом году трансферы из федерального бюджета носили явно предвыборный характер. «Что касается использования полученных местными бюджетами средств, то большинство регионов бросит их на латание дыр в дефицитных по большей части бюджетах и решение первоочередных проблем, – считает экономист. – Объем этих проблем достаточно велик, и вряд ли население почувствует резкое улучшение уровня жизни».

"