Posted 23 апреля 2009,, 20:00

Published 23 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:24

Updated 8 марта, 07:24

Продажная профессия

Продажная профессия

23 апреля 2009, 20:00
Объявления в газетах вакансий обещают интересную работу, высокую зарплату и дружный коллектив. Корреспондентка «НИ» и студентка одного из московских вузов попробовала сменить профессию и две недели поработала продавцом в московском бутике. Работа оказалась изматывающей, зарплата – более чем скромной, а коллектив новую

Все началось с покупки журнала с предложениями работы. Я вооружилась красным маркером, начала листать журнал и остановилась на разделе «Продавцы-консультанты». На страницах замелькали марки одежды и обуви, предлагающие работу «молодым и активным». Помимо возраста от 18 до 30 и активной жизненной позиции, в требованиях были гражданство РФ, приятная внешность и грамотная речь. Я подходила по всем параметрам.

Отправилась на собеседование в бутик. Разговор длился около получаса. Менеджер по персоналу Тимофей, молодой мужчина в белой рубашке и черных брюках, выспрашивал, почему я хочу работать у них, какие мои сильные и слабые стороны. Результат – заключенный договор.

В бутиках своя иерархия. Я пришла на должность младшего продавца-консультанта. Спустя три месяца испытательного срока я становлюсь просто продавцом-консультантом. Следующая ступень – кассир. Еще выше – менеджер торгового зала, высшая цель – должность администратора. Пока же в мои обязанности входит «активная» продажа товара, консультирование покупателя и уборка торгового зала и подсобки. Должностная инструкция также содержит требования к внешнему виду и гигиене. Например, зубы положено чистить дважды в день, мужчинам запрещается отращивать бороду и усы, а женщинам – красить волосы и ногти в яркие цвета и пользоваться заколками любых цветов, кроме черного и коричневого. А во время рабочего дня нельзя говорить по телефону, беседовать с другими продавцами, сидеть, скрещивать руки и выходить из торгового зала без разрешения менеджера. Еще нельзя подходить к кассовому аппарату или сейфу. Все операции с деньгами осуществляет кассир, он же вместе с менеджером торгового зала отвечает за пропажу денег.

В моей смене четыре продавца, кассир Алексей и менеджер торгового зала Лали. Два года назад она тоже начинала продавцом, но теперь только дает наставления другим. Все продавцы учатся в университетах – двое на вечернем, одна на заочном, и я на дневном. Мой первый рабочий день начался со слов: «Будь готова, сегодня суббота». К чему надо быть готовой, я поняла не сразу. Но уже через час после открытия магазин оказался заполнен покупателями. У меня не было ни одной секунды, чтобы получше узнать коллег. К вечеру я еле стояла на ногах. «Ну, как тебе работа?» – спросила меня продавец Света. Я ответила, что очень устала. Света улыбнулась и сказала, что вчера после рабочего дня у нее из носа пошла кровь. Потом я узнала, что Свете 26 лет, она приехала из Тульской области и снимает комнату в Подмосковье, за которую отдает половину зарплаты.

Зарплата продавца складывается из оклада (10 тыс. рублей) и процентов от продаж. Кассир напротив каждой продажи отмечает, какой из продавцов ее совершил, и к зарплате прибавляется еще 1% от уплаченной покупателем суммы. За дорогие вещи процент больше, но чтобы в месяц вышло хотя бы 20 тыс., товара надо продать на полмиллиона. К концу первой недели работы я уже справлялась одновременно с несколькими покупателями, но усталость не проходила. Давал о себе знать 12-часовой рабочий день с двумя перерывами по 35 минут. Меня то клонило в сон, то начинала кружиться голова.

Покупателя у входа нужно встречать словами «Здравствуйте» или «Добрый день». Ответят или нет, не важно. Здороваться нужно с каждым. Затем надо рассказать о товаре. Например, «здесь у нас представлена новая летняя коллекция. Вы можете подобрать себе одежду ярких оттенков». Или «на создание коллекции слева от вас дизайнеров вдохновил город Монте-Карло. Вещи клубные, немного строгие, для ночного отдыха». Закрытые вопросы, такие, как «Вам помочь?», задавать запрещено. На них отвечают либо «Нет, спасибо», либо могут ответить «Хотите помочь, помогите деньгами». Нужно спрашивать «Что вас интересует?», «Какую одежду вы подбираете?», «Для какого случая?».

В середине второй недели работы администратор Виктор отметил мою продажу в компьютере на имя кассира, который в этот момент был на обеде. На вопрос, зачем он так сделал, Виктор ответил: «Если для тебя эти копейки так важны, я могу их тебе прямо сейчас дать наличными». На следующий день Виктор не позволил мне продать кожаную куртку за 40 тыс. рублей. Мужчина померил ее и попросил отложить до завтра. Для меня это была бы удачная продажа, но Виктор сказал: «Это не наш покупатель. Видела, какой на нем свитер? Пусть идет в «Ашан». А еще через день он заявил мне: «Ты излучаешь плохую энергетику». Сказал собирать вещи и уходить. Я поблагодарила его за то, что он избавил меня от своей компании, и ушла, даже не дождавшись конца рабочего дня.

БЕДНЫХ СТУДЕНТОВ ОБИРАЮТ

Число вакансий для студентов за последние месяцы сократилось на треть при общем сокращении числа вакансий в два-три раза, сообщила «НИ» гендиректор одного из крупных рекрутинговых агентств Екатерина Горохова. Вице-президент «Студенческой общины» Михаил Арутюнов рассказал «НИ», что количество трудоустроенных через «общину» снизилось с 3 тыс. до 1,5 тыс. при том, что «желающих подработать стало вдвое больше, а вакансий – вдвое меньше». Тем временем на студенческих форумах все чаще появляются истории обманутых студентов, которым не заплатили зарплату либо вовсе взяли за фиктивное трудоустройство какие-то деньги. «Сначала формальное анкетирование. Потом отрепетированным текстом вам говорят, что вы «прошли». Потом требуют от 500 до 2000 рублей за дисконтную карту, подготовку трудового договора и тренинги. Доказать ничего невозможно – юридические формулировки слишком расплывчаты», - делится одна из пострадавших. «Работать надо по трудовому соглашению, где будут прописаны и зарплата, и должность, и объем работы. Если фирма трудовой договор не предоставляет, то при любом отрицательном для вас исходе вы ничего доказать не сможете», - поясняет «НИ» директор кадрового агентства Эльмира Давыдова. По ее словам, не следует «гнаться за большими суммами, ничегонеделанием и подозрительными названиями фирм».
Алина МИЛОВАНОВА


МНОГИЕ ВЫПУСКНИКИ-2009 РАБОТУ УЖЕ НЕ ИЩУТ

Менее половины выпускников московских вузов устраиваются работать по специальности. Об этом сообщил на днях первый заместитель руководителя департамента семейной и молодежной политики столицы Алексей Гусев. Чаще других работают по специальности медики (75%), реже – аграрии (16%). Каждый четвертый выпускник идет работать по профессии, которая не требует высшего образования, каждый десятый не трудоустраивается вовсе. Проведенный «НИ» опрос выпускников этого года показал, что примерно половина из них уже работает, а другая половина не работает и в ближайшем будущем не собирается. «До осени точно не буду искать работу: защищу диплом, а потом уеду в отпуск», – рассказала «НИ» выпускница Института журналистики и литературного творчества Анна Варфоломеева. «У меня нет острой необходимости в трудоустройстве. Буду решать вопрос с работой по ситуации», – говорит нам выпускник Московской финансово-промышленной академии Виталий Чалов. «Пока я нигде не работал. Для начала кризис должен закончиться, а там посмотрим», – рассуждает выпускник Московского института электронного машиностроения Андрей Артемов.
Екатерина КОВАЛЕВИЧ

"