Posted 24 марта 2019, 15:03
Published 24 марта 2019, 15:03
Modified 7 марта, 16:15
Updated 7 марта, 16:15
«Полтора триллиона рублей. Очень грубо — по 10 тысяч с каждого российского гражданина, включая беспомощных стариков и младенцев. Или расходы федерального бюджета на образование на протяжении 2 лет. Или расходы на здравоохранение на протяжении 3 лет. Или расходы на культуру на протяжении 15 лет. Или финансирование Российской академии наук в течение 357 лет», — приводит отрывок из книги экономиста Forbes.
В числе положительных результатов присоединения Крыма Алексашенко называет увеличение территории РФ на 27 тыс. кв.м (0,15% от всей территории страны) и населения на 2,2 млн человек. Самый главный минус, по мнению экономиста, — это финансовая несамостоятельность полуострова.
«Крым всегда был территорией, требовавшей финансовой поддержки из центрального бюджета», — пишет он, отмечая, что уже в 2014 году минфину срочно пришлось найти 55 млрд рублей для полуострова. В последующие годы сумма только увеличивалась — нужно было повышать зарплаты, финансировать различные проекты и увеличивать уровень социальной и коммунальной инфраструктуры. Таким образом, всего за 2014−2019 годы сумма дотаций составила порядка 580 млрд рублей. Также за это время Москва передала почти 120 млрд рублей в качестве поддержки бюджета Севастополя.
Помимо прямых расходов, продолжает экономист, есть косвенные, например на выплату пенсий. «С учетом данных о численности рабочей силы и о средней зарплате, не забыв при этом о „десятине“ на содержание аппарата ПФР, я получил сумму в 200 миллиардов рублей, которую ПФР потратил за этот период на выплату пенсий крымчанам и севастопольцам», — делает вывод Алексашенко.
Также это вложения в госкомпании, на которые правительство возложило часть расходов, связанных с инвестициями в инфраструктуру Крыма: энергомост, газопровод Кубань — Крым, строительство ТЭЦ, газификация полуострова, строительство Крымского моста, дороги «Таврида». Эти вложения Алексашенко оценивает в 600 млрд рублей за пять лет.
Всего получилось около 24 млрд долларов или полтора триллиона рублей.
Экономист, правда, не посчитал, какова стоимость полученного в результате присоединения имущества и перешедшей в собственность государства инфраструктуры. Не исключено, что в результате Россия ещё оказалась в плюсе.
Кстати, затраты США на войну в Ираке превысили 2 трлн долл., причём 1,7 трлн ушло непосредственно на финансирование военных операций, а 490 млрд - на различные выплаты ветеранам войны.
В документ, подготовленном Институтом международных исследований при Брауновском университете (Watson Institute for International Studies, Brown University) также отмечается, что и эта цифра - не предел. За следующие 40 лет она, скорее всего, вырастет в три раза за счет так называемых скрытых издержек - выплат по процентам в рамках обязательств правительства США, выпущенных с целью финансирования военных действий.
Недёшево обходится американцам и ведение военных действий в Афганистане и Пакистане. На них также ушло около 2 трлн долл.
На фоне этих триллионов долларов, потраченных США на войну, российские 24 млрд, потраченные на бескровное присоединение Крыма, смотрятся как-то очень легковесно. Можно сказать, даром.