Рус
Eng
Бомба для «бомбилы»

Бомба для «бомбилы»

24 марта 2016, 00:00
Экономика
Алексей Голяков
Объем российского рынка такси по итогам 2015 года составил 441 млрд. рублей. Такие данные фигурируют в опубликованном накануне исследовании Аналитического центра при правительстве РФ. При этом размер теневой выручки данного рынка оценивается в 116,4 млрд. рублей. Не случайно в Госдуме намерены принять новый закон о так

Ведущий аналитик центра Николай Севастьянов указывает, что за 2010–2015 годы доходы сектора такси увеличились на 85%, при этом рост количества таксистов за 2010–2014 годы составил 20%.

Показатель рассчитывался в зависимости от среднего чека. Так, выручка сервисов такси в столице и Подмосковье превысила 180 млрд. рублей (при суточной суммарной выручке 7,3 тыс. рублей). В Санкт-Петербурге годовая выручка равна 52 млрд. рублей (при среднем чеке 6 тыс. рублей).

При этом всего в РФ официально работает 338 тыс. такси, количество водителей составляет около 370 тыс. человек. Количество такси в Москве оценивается в 85 тыс., в Петербурге – в 30 тыс. В смежных отраслях рынок формирует еще порядка 26 тыс. рабочих мест.

Несмотря на количественное лидерство, уровень обеспеченности такси в Москве оценивается как низкий – 4,5 машины на тысячу человек. Хотя с учетом таксопарка в Московской области этот показатель составляет порядка 7,5 такси на тысячу жителей. Это вполне сопоставимо с обеспеченностью такси в Париже (7,7 на тысячу жителей) и Нью-Йорке (6,7).

«Головная боль» отрасли – неснижающийся объем теневой выручки, который в целом по отрасли оценивается в 116,4 млрд. рублей. Количество нелегальных такси находится в пределах 118 тыс. единиц. По данным г-на Севастьянова, если трансформировать теневой сектор в легальный, то это в состоянии дополнительно привлечь налоговых поступлений в размере без малого 7 млрд. рублей в год (при применении налога на оборот), или порядка 6 млрд. рублей (при использовании патентной системы).

Но пока до этого далеко. Только в одной Москве «серые» доходы такси оцениваются в 21,8 млрд. рублей в год, а количество нелегальных автомобилей – в 22 тыс. единиц. В Санкт-Петербурге теневые доходы такси равны, по подсчетам аналитического центра,12,6 млрд. рублей при 8 тыс. нелегальных такси.

Тем временем в Госдуме намерены принять новый закон о такси, предполагающий снижение штрафов по отношению к таксистам, работающим на законных основаниях, в 5-6 раз, и значительное увеличение штрафов для такси, работающих без лицензии. По информации из комитета ГД по конституционному законодательству и законодательному строительству, закон планируется принять уже до конца нынешней весны. По оценке авторов законопроекта, в настоящее время нелегальные такси рискуют всего лишь пятью тысячами рублей – в случае нарушений, да к тому же если их еще и поймают. При этом легальных таксистов, которых ничего не стоит выявить из-за опознавательных знаков, легко наказать на сумму не менее 30–50 тыс. рублей.

Смысл нововведения – поменять легалов и нелегалов местами. То есть те, кто официально не зарегистрирован как таксист, будут получить штраф в 30 тысяч на первый раз, а за повторное нарушение – лишение прав, в то время как легальный таксист сможет отделаться штрафом в пределах 5 тыс. рублей.

Председатель Всероссийского общественного движения автомобилистов России, экс-депутат Госдумы РФ Виктор Похмелкин заметил в беседе с «НИ», что теневой сектор такси продолжает небезуспешно спекулировать на том, что существует устойчивый спрос на эту услугу, а предложений на «белом» рынке пока, судя по всему, явно недостаточно. «Поскольку требования к таксистам серьезные, достаточно затратные, то это так или иначе сказывается на стоимости перевозок. Но при этом так называемых «бомбил» можно вытеснить только экономически, никакие карательные меры тут не помогут», – убежден эксперт. По его словам, «бомбилы» исчезнут лишь тогда, когда цена на проезд в официальном такси будет существенно ниже той, которую заламывают теневики.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter