Posted 23 марта 2015,, 21:00

Published 23 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:00

Updated 8 марта, 04:00

Бесколесная Россия

Бесколесная Россия

23 марта 2015, 21:00
Завод Volkswagen Group Rus в Калуге с мая переведет производство на урезанный график и проведет кадровые сокращения: 150 сотрудникам будет предложено уволиться по собственному желанию. Кроме того, предприятие перейдет на четырехдневную рабочую неделю, уйдет на простой в майские праздники и в дальнейшем уменьшит рабочие

Негативная тенденция налицо: в результате падения курса рубля и снижения спроса на автомобили ряд иностранных автопроизводителей уже объявили о прекращении поставок, сворачивании или уменьшении производства в России. Американский концерн General Motors 18 марта объявил, что к середине 2015 года остановит производство на заводе в Санкт-Петербурге. Кроме того, в 2015 году будет прекращена контрактная сборка Chevrolet Aveo на мощностях «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде.

В начале февраля французский концерн Peugeot Citroen заявил о прекращении продаж в России автомобилей Citroen DS5 и Peugeot RCZ. Производитель прогнозирует падение продаж легковых автомобилей в РФ в 2015 году на 35%. 7 февраля компания Volvo объявила о бессрочной остановке сборки грузовиков на заводе в Калуге и увольнении 30% сотрудников. В феврале-марте 2015 года японский автопроизводитель Mazda объявил о прекращении поставок в Россию моделей Civic-хетчбэк и Crosstour. 10 марта стало известно, что японцы также прекратили поставки модели Mazda 3. 19 марта стало известно, что четвертый по величине южнокорейский автопроизводитель SsangYong с января этого года приостановил поставки машин в Россию из-за ослабления рубля. Россия еще в 2013 году была крупнейшим рынком для SsangYong, но в 2014 году поставки сократились на 41%, свидетельствуют данные Корейской ассоциации автопроизводителей. Возобновлять поставки до укрепления рубля концерн не планирует.

В отличие от экспертов чиновники реагируют на происходящее спокойно. «Мы такой тенденции не наблюдаем», – заявил глава Минпромторга Денис Мантуров, отвечая на вопрос о возможном уходе других иностранных производителей с российского рынка. «Что касается GM, это ошибка изначальная в стратегии компании в части модельного ряда и уровня локализации», – добавил он.

Калужский завод Volkswagen готовится к сокращению.
Фото: EPA

Министр сообщил, что Минпромторг рассчитывает на начало восстановления рынка автопрома с 2016 года. Однако независимые эксперты выражают сомнения в осуществимости этих планов.

«Иностранные автопроизводители уходят из России по объективным причинам: падает спрос и вместе с ним падают продажи», – сообщил «НИ» управляющий директор инвестиционной компании Денис Ракша. По его прогнозам, первый квартал 2015 года обещает сокрушительное падение продаж автомобилей – в среднем на 40%. По отдельным маркам и моделям оно окажется еще более значительным. Причин сразу несколько. Прежде всего это падение курса рубля, которое привело к повышению цен на автомобили. Причем глубже и резче всего упал сегмент дешевых автомобилей. Кризис пришел надолго, а значит, надолго встало кредитование. Наконец, резко и очень существенно увеличилась стоимость владения автомобилем. И именно для покупателей самых дешевых машин это стало критично: в разы выросла стоимость КАСКО и ОСАГО. Тем не менее освободившиеся ниши, оставляемые «беглецами», едва ли будут пустовать, уверен г-н Ракша.

К уходу иностранных автопроизводителей с российского рынка прежде всего привело падение продаж, считает Алексей Тузов, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр». По его словам, еще недавно в планах компании GM было повышение локализации в России до 60% и увеличение мощности до 350 тыс. штук, а сейчас – такой стремительный уход с рынка. Эксперт предположил, что в числе иностранных производителей, которые останутся на территории России, будут Kia, Hyundai, Nissan. «Именно они сейчас активно занимают нишу уходящих Chevrolet и Opel», –сказал г-н Тузов.

«Скорее всего, в России останутся только те производители, которым удастся договориться с властью и выбить для себя выгодные условия по поставкам запчастей и комплектующих», – предположила в беседе с «НИ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.

"