Posted 23 февраля 2014,, 20:00

Published 23 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:32

Updated 8 марта, 04:32

Залетные конкуренты

Залетные конкуренты

23 февраля 2014, 20:00
По словам вице-премьера Дмитрия Козака, правительство будет регулировать цены на авиабилеты, создавая конкуренцию среди воздушных перевозчиков. В частности, рассматривается вопрос о привлечении в Россию большего числа иностранных компаний. Однако против этого выступают российские авиаторы, которые опасаются усиления ко
Сюжет
Авиация

Проблема дорогих авиаперелетов в РФ обострилась во время Игр в Сочи, когда высокий спрос на авиабилеты привел к росту цен. Возникшую ситуацию на рынке правительство планирует исправить за счет увеличения числа перевозчиков и создания высококонкурентной среды. «Мы до конца февраля попробуем предпринять все меры для того, чтобы увеличить количество авиакомпаний, которые сюда летают. За счет конкуренции, за счет снижения тех тарифов, которые регулируются государством, увеличить транспортную доступность, прежде всего с точки зрения воздушных перевозок для города Сочи. Тогда станет все дешевле», – говорит г-н Козак.

По его словам, рассматривается вопрос привлечения большего числа иностранных авиаперевозчиков. При этом, как признал вице-премьер, российские авиакомпании противодействуют этому, не желая иметь столь мощных конкурентов. «Но мы на то и государство, чтобы установить правила добросовестной конкуренции, прежде всего в интересах потребителя», – решительно заявил Козак.

Вместе с тем эксперты сомневаются в том, что такую глобальную задачу удастся решить в короткие сроки. Как рассказал «НИ» гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, в настоящее время не существует механизма привлечения иностранных авиакомпаний на российский рынок. «Это противоречит действующим международным соглашениям. Работа компаний из одних стран на территории другой страны, так называемый внутренний каботаж или восьмая степень свободы воздуха, запрещена во всех странах мира», – пояснил он.

Сейчас иностранные авиаперевозчики работают с Россией только на основании двусторонних межправительственных соглашений, соблюдая абсолютный паритет по количеству рейсов, провозной мощности, частоте полетов и типу воздушных судов. Взаимодействие осуществляется на «зеркальных» условиях. «В России, согласно Воздушному кодексу, нельзя даже работать иностранным специалистам в российских авиакомпаниях – директор не может быть иностранцем, пилоты не могут быть гражданами другой страны. Соответственно, для того чтобы привлечь международных авиаперевозчиков, нужно внести изменения в ВК и еще десяток отраслевых законов», – отмечает собеседник «НИ».

По мнению эксперта, сейчас ни одна западная компания на российском рынке работать не будет, даже если бы им это разрешили. «Дело в том, что в нашей стране сложилась неприемлемая экономическая обстановка для работы воздушного транспорта. У нас одни из самых высоких в мире цены на топливо. Колоссальные налоги, ведь ни одна авиакомпания в мире не платит НДС. Пошлины на импортные технику, составляющие 41,5%. Непомерно раздутые аэропортовые сборы», – констатирует г-н Рыбак. Специалист подчеркнул, что именно поэтому в России трудно работать лоукостерам – компаниям, предоставляющим клиентам дешевые билеты. Таким образом, ожидать скорого снижения цен на авиабилеты не стоит.

Как отметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, в России в настоящее время только вводится система лоукост-билетов, которая предполагает отсутствие питания во время полета, а также запрет на возврат билетов. Но пока массового лоукоста в России нет.

В то же время скорого прихода в эту свободную нишу иностранных авиакомпаний ждать не стоит. «Все существующие авиахабы уже перегружены. Надо создавать новые авиационные узлы, строить взлетно-посадочные полосы. Необходимы глобальные правительственные решения, связанные с возведением новой авиационной инфраструктуры. Без нее в Россию никто никогда не придет. Разместиться просто негде. Для самолетов нужна база», – говорит эксперт. Помимо этого, по мнению г-на Абзалова, необходимо решить вопрос со стоимостью ГСМ, которая сейчас чрезмерно велика, в результате чего авиакомпании, работающие на западном направлении, вынуждены заправляться в Восточной Европе и Германии, а летающие на восток – в Китае.

«В приходе иностранцев не заинтересованы не только российские авиакомпании, которые не стремятся снижать цены, идя навстречу клиентам, но и, в конечном счете, само российское правительство, так как, отдав часть рынка нерезидентам, мы потеряем рабочие места», – добавил собеседник «НИ».

"