Posted 23 января 2011,, 21:00

Published 23 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:24

Updated 8 марта, 06:24

Стоит на своем

Стоит на своем

23 января 2011, 21:00
Инфляция в январе может составить до 2%, заявил в пятницу помощник президента РФ Аркадий Дворкович. Еще меньше оптимизма в предварительных оценках Министерства экономического развития, которое ожидает рост цен на 2,1–2,3%. И хотя в первом месяце прошлого года темпы инфляции были гораздо ниже (1,6%), МЭР не собирается п

По последним данным Росстата, за первые три недели января темпы роста потребительских цен составили 1,4% против 1,2% за тот же период прошлого года. Аркадий Дворкович считает, что меры, которые правительство запланировало для снижения инфляции, по определению не могли успеть заработать в течение января. «Чтобы понять, заработали они или нет, надо смотреть по итогам квартала, а не одного месяца», – призвал помощник президента. Именно это и собирается сделать Минэкономразвития, отложив пересмотр своего прогноза социально-экономического развития страны на 2011 год, в том числе по инфляции и динамике ВВП, как минимум до конца квартала.

При этом власти полностью признают, что инфляция сейчас движется опережающими темпами. По предварительным оценкам МЭР, в январе она составит порядка 2,1–2,3%, сообщила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. По ее словам, к традиционному январскому росту тарифов ЖКХ добавился эффект аномальной прошлогодней жары. Тем не менее, полагает она, оснований пересматривать годовой прогноз пока нет. «Хотя это достаточно тяжелая задача, учитывая, что и в конце прошлого года были высокие темпы, и в январе достаточно высокие темпы, но мы рассчитываем, что эти темпы инфляции будут снижаться и в первом полугодии, и во втором полугодии», – заметила г-жа Набиуллина, выразив надежду, что влияние засухи исчерпает себя к концу первого полугодия. Напомним: в прошлом году инфляция составила 8,8%, а официальный прогноз по этому году пока обещает 6–7%.

Точно так же министерство не собирается менять прогноз и по росту экономики в 2011 году (4,2%). «Как мы в декабре их предложили правительству, так они и остаются пока в силе, потому что не нужно прогнозы пересматривать так часто – это всех путает», – объяснила министр. Между тем заявленный в декабре прогноз уже расходится с большинством экспертных оценок. Например, по расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), которые были представлены на днях в рамках мирового экономического доклада ООН, рост ВВП России в 2011 году составит 3,5%, а инфляция – 7,7%.

Заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин считает, что расхождение в 0,7% по ВВП – довольно существенно. То же касается и инфляции, особенно учитывая, что оценка ЦМАКП здесь выглядит довольно консервативно. «Немалая часть экспертов считают, что в этом году инфляция будет двузначной», – напомнил ученый. По его словам, МЭР наверняка делает регулярную оперативную корректировку своих прогнозов, и весь вопрос в том, стоит ли выносить их на всеобщее обозрение. «Постоянное уточнение должно быть, – уверен г-н Сорокин. – Иначе чем тогда должно заниматься МЭР, если не отслеживать ситуацию в экономике и не уточнять свои собственные прогнозы». По словам эксперта, эту информацию нужно представлять в первую очередь тем, кому она нужна, – экономистам, предпринимателям.

Ведущий эксперт института «Центр развития» Оксана Осипова предлагает свой прогноз по росту цен: 2–2,5% в январе, а за год – 8% при благоприятном стечении обстоятельств и 9,5% – при неблагоприятном. «Вероятность обоих сценариев примерно одинакова», – сказала она «НИ». По словам экономиста, одним из главных тормозов инфляции в нашей стране может стать сокращение спроса со стороны населения из-за слишком медленного роста доходов. Такого не было даже в памятном 1998 году.

То, что прогнозы МЭР по инфляции почти всегда оказываются ниже независимых оценок, г-жа Осипова объясняет политической необходимостью поддерживать государственный оптимизм. «Во-первых, ориентиры по инфляции влияют на бюджет, и более высокий уровень инфляции требует более слабой политики по социальным расходам, – пояснила она. – Плюс надо иметь в виду, что многие частные агенты, особенно средний и малый бизнес, вообще не имеют собственной экспертизы по макроэкономике и ориентируются именно на официальные прогнозы, пересматривая свой уровень цен. Поэтому высокие прогнозы опасны тем, что могут расшатать маятник инфляции».

Дмитрий Сорокин также считает, что на оценки Минэкономразвития влияют не только объективные экономические показатели, но и политическая составляющая. «МЭР в своих прогнозах стремится дать более оптимистический вариант, потому что такой внеэкономический фактор, как «вера в лучшее будущее», играет вполне определенную экономическую роль, – пояснил он. – Ну не может министерство давать катастрофические прогнозы, и это нормально – правительства других государств поступают также». Между тем, по словам ученого, сами экономисты, прекрасно зная эту особенность официальных прогнозов, редко принимают их на веру.

"