Posted 23 января 2008,, 21:00

Published 23 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

Муки навигатора

23 января 2008, 21:00
Вчера на заседании коллегии Роскосмоса первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов раскритиковал реализацию программы Глобальной навигационной спутниковой системы. Он был, в частности, недоволен тем, что спутниковый сигнал не полностью покрывает территорию нашей страны, а характеристики точности системы все еще

Возрождение ГЛОНАСС, создание которой началось в далекие 80-е годы прошлого столетия, относится к самым приоритетным проектам правительства РФ. Поэтому любые неудачи, связанные с этой программой, воспринимаются чиновниками высшего ранга крайне болезненно. Вчера Сергей Иванов с нескрываемым недовольством признал: отечественная навигационная система, рекламируемая как «торжество российской науки и техники», создается с большими трудностями и пока не выдерживает конкуренции с американским аналогом – системой GPS. Причем низкая конкурентоспособность ГЛОНАСС определяется как высокой ценой, так и недостаточным качеством спутникового сигнала.

«Состав орбитальной группировки (16 спутников. – «НИ») еще не обеспечивает на 100% доступность услуг ГЛОНАСС на всей территории страны, а точностные характеристики не соответствуют современным требованиям», – сказал вице-премьер. Действительно в настоящий момент менее 60% территории РФ охвачено сигналом отечественной системы, в то время как американская GPS обеспечивает географическое покрытие всей планеты. К тому же точность определения местоположения навигатора ГЛОНАСС составляет 10 метров против 1 метра у GPS. Помимо этого, г-н Иванов поставил под сомнение качество самих спутников, заявив, что необходимый уровень надежности их бортовой аппаратуры пока не достигнут.

Представители Роскосмоса (координатор работ по ГЛОНАСС) не стали спорить с вице-премьером ни по одной из выдвинутых претензий. «Если Сергей Иванов так сказал, значит, все так и есть», – заявили «НИ» в пресс-службе Федерального космического агентства. Вместе с тем там вчера же пообещали, что к 10 февраля, после введения в строй трех дополнительных спутников, сигналом будет покрыто 90% территории РФ, что, наверное, хорошо.

Понять раздражение вице-премьера можно, ведь первоначально ГЛОНАСС разрабатывалась для использования в военных целях, а российское оружие, как известно, «лучшее в мире». Поэтому нынешние проблемы могут восприниматься и как удар по военному имиджу страны. Еще один пикантный аспект нынешнего скандала с отечественной системой состоит в том, что руководство страны, веруя в могущество нашей науки и техники, разрешило использовать еще, по сути, сырой продукт в коммерческих целях. То есть продавать ГЛОНАСС-навигаторы любому желающему.

Но специалисты сомневаются в коммерческих перспективах наших навигаторов. «Не нужно изобретать колесо, в гражданских целях мы должны использовать лучшее из того, что есть, – рассказал «НИ» член думского комитета по бюджету и налогам Валерий Гартунг. – Очевидно, что GPS сейчас лучше и дешевле, чем ГЛОНАСС, поэтому рыночные перспективы российских навигаторов крайне туманны. Вряд ли даже патриоты будут покупать неконкурентоспособный товар». По словам г-на Гартунга, ГЛОНАСС должна оставаться лишь в системе поддержания обороноспособности страны. Ее использование оправдано только для военных целей.

А ведь продажи явно не совершенных навигаторов уже начались. В конце декабря была выпущена на рынок первая пробная партия. А на февраль намечен выпуск второй партии автомобильных приемников. Отметим, что обычный потребитель вряд ли столкнется с перебоями в работе системы. Но лишь потому, что в отечественных навигаторах сигнал дублируется GPS. То есть, покупая навигатор ГЛОНАСС за 500–800 долларов (цена аппарата GPS – 200–300 долларов), потребитель будет переплачивать несколько сотен за пустышку. Очевидно, что местоположение автомобиля будет определяться не российскими спутниками, а более точной, надежной и всеобъемлющей американской системой.

Сергей Иванов как-то пообещал Владимиру Путину подарить специальный ошейник-навигатор для собаки, чтобы президент всегда знал, куда убежала знаменитая Кони. Узнать действительно можно, но одновременно это сделают и аналитики Центрального разведывательного управления США.

"