Posted 23 января 2005,, 21:00

Published 23 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Вот такое кино

Вот такое кино

23 января 2005, 21:00
Впервые за последние пять лет специалисты подсчитали, кто в России ходит в кино. Оказалось, что «важнейшее из искусств» доступно у нас только состоятельным и образованным гражданам.

Исследование готовилось долго и оказалось не дешевым. Необходимо было опросить несколько тысяч человек в сжатые сроки, что стоило порядка 100 тыс. долларов. Для нашего рынка такая сумма велика, ведь, по оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, годовой объем рекламы во всех российских кинотеатрах составляет 14–17 млн. долларов.

Опрос 6500 человек, хотя и дал ожидаемую картину, но все-таки преподнес несколько сюрпризов. Выяснилось, что любят смотреть кино в кинотеатрах в основном люди в возрасте 18–25 лет (47%) и 26–40 лет (39%) с доходами на члена семьи 200–400 долларов (44%) и 400–800 долларов (30%). Граждане старше 56 лет в кино практически не ходят. 38% зрителей работают по найму, а 31% – это студенты и аспиранты. У половины опрошенных уже есть высшее образование. Женщины приобщаются к важнейшему из искусств лишь немного чаще, чем мужчины.

Сюрприз же в том, что характеристики аудитории отдельных кинотеатров могут отличаться в разы. Это зависит в основном от расположения заведения – в престижном центре Москвы, в большом торговом комплексе в новом районе или в реконструированном здании старого кинотеатра с давно сложившимися традициями посещений.

Однако, в общем, исследование подтвердило: в нашей стране кино является не только важнейшим, но и самым дорогим из искусств. Хотя цена билета варьируется от 40 центов до 12 долларов, но в среднем она составляет 3,5 доллара. Это ненамного дешевле, чем в США (5 долларов), и значительно дороже, чем в Индии (25 центов). В относительном исчислении билеты у нас еще недоступнее: на месячную зарплату среднего россиянина можно купить примерно 66 билетов, в то время как американец может позволить себе 500 культпоходов в месяц, и даже нищий индиец – 80.

Положение дел по ту сторону экрана почти так же плачевно. Наш кинобизнес работает на грани рентабельности, если, конечно, не считать редких блокбастеров. По оценкам экспертов, реально в России производится 50–70 художественных фильмов в год при том, что Голливуд выпускает 200 кинокартин ежегодно, а его индийский собрат Болливуд – все 800.

Схема финансирования российского кинопроизводства такова: 30% процентов бюджета фильма дотирует государство, 20% – производящая компания, а 50% приносят другие источники, например, банковские кредиты и телевизионные предпродажи. Госдотации распределяет Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Год назад оно могло выделить по 1 млн. долларов на два-три десятка картин. Однако многие киноленты, спонсированные федеральным центром, до сих пор недосняты, а их авторы исчезли вместе с деньгами. Поэтому в прошлом году порядок финансирования ужесточили. Агентство будет выделять гранты максимум по 300 тыс. долларов, зато их смогут получить до ста производителей фильмов.

Чтобы лента получила статус национальной (что дает право на грант от государства и освобождение от НДС при прокате), ее продюсер и авторы должны являться российскими гражданами, иностранные инвестиции не могут превышать 30% сметы, а сама картина должна сниматься на русском языке на территории РФ. Кроме того, продюсер обязан представить рекомендации коллег, сведения о предшествующей профессиональной деятельности и выписку из банка о среднемесячных оборотах средств на расчетном счете.



КАССОВЫЕ СБОРЫ В РОССИИ (БЮДЖЕТ) ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БЛОКБАСТЕРОВ

«Ночной дозор» – 6 млн. долларов (4,2 млн. долларов)

«72 метра» – 3,7 млн. долларов (1,5 млн. долларов)

«Антикиллер-2» – 2,7 млн. долларов (3 млн. долларов)

«Сибирский цирюльник» – 2,6 млн. долларов (45 млн. долларов)

«Бумер» – 1,7 млн. долларов (800 тыс. долларов)

«Возвращение» – 107 тыс. долларов (500 тыс. долларов)

"