Posted 22 декабря 2003,, 21:00

Published 22 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Провал или первый блин комом?

Провал или первый блин комом?

22 декабря 2003, 21:00
Результаты первого этапа пенсионной реформы плохи, но не безнадежны

Полпроцента, процент…

В сентябре–октябре 2003 года, когда пенсионная реформа делала свои первые шаги, высокопоставленные российские чиновники были исполнены оптимизма. По оценкам представителей Пенсионного фонда России, от 8% до 10% от общего числа застрахованных лиц должны были передать накопительную часть своих пенсий под управление частных компаний. Министерство экономического развития и торговли РФ, эксперты которого принимали активное участие в подготовке законодательной базы пенсионной реформы, называли менее амбициозные цифры – от 6% до 8%. Примерно такой же точки зрения придерживалось Министерство финансов РФ, проведшее конкурс среди частных управляющих компаний и отобравшее из общего числа конкурсантов 55 «лучших из лучших» УК. В одном все представители государственных структур были едины: на первом этапе реформы средства под управление частных компаний должны были передать не менее 5% от общего числа застрахованных лиц. То есть не менее двух миллионов человек.

Действительность не просто оказалась хуже прогнозов – она отстала от прогнозируемых цифр на несколько порядков. На прошлой неделе председатель Координационного совета объединений работодателей России Олег Еремеев заявил, что на данный момент менее 200 тыс. человек доверили свои трудовые сбережения частным компаниям. При этом к концу года эта цифра, по оценкам Олега Еремеева, в лучшем случае дорастет до 300–360 тыс. человек, то есть увеличится меньше чем в два раза. Весь предыдущий ход реформы показал, что полагаться на оптимистические прогнозы не стоит. Поэтому, по мнению независимых экспертов, надо исходить из того, что к 1 января 2004 года частным УК передадут свои средства не более 250–300 тыс. человек. А это, как легко подсчитать, составляет всего лишь 0,75% от общего числа будущих российских пенсионеров, получивших в соответствии с новым пенсионным законодательством право выбрать управляющую компанию для инвестирования накопительной части своей пенсии.



За срыв никто не ответит

Правительство подобные результаты устроить не могут. Ведь, судя по предварительным результатам реформы, государству по-прежнему придется в 2004 году обеспечивать пенсией 99 % россиян. В этой ситуации общие расходы на выплату пенсионных пособий неизбежно будут расти. А если добавить к этому, что соотношение пенсионеров и работающих лиц в России постоянно меняется в пользу последних, то ситуация со временем может стать критической.

Поэтому уже сейчас российские государственные структуры пытаются найти ответ на вопрос, кто виноват. Все чаще звучат упреки в адрес управляющих компаний, которые, по мнению властей, недостаточно активно провели выборную кампанию и предпочли сэкономить средства на рекламе своих достоинств. При этом как-то забывается, что самым «прижимистым» в этой ситуации оказался Пенсионный фонд России: его глава Михаил Зурабов не так давно открыто хвастался тем, что он не истратил на проведение разъяснительной работы с населением даже 1% от отведенных для этого средств. А ведь разъяснительная работа подразумевала подробный рассказ о том, в чем заключается суть пенсионной реформы, что приобретают граждане в случае выбора частной управляющей компании, чем они рискуют и так далее. Практически все эти вопросы остались без ответа, что, по мнению экспертов, не замедлило сказаться на результатах реформ.

Впрочем, как подчеркивают аналитики, Пенсионный фонд России можно упрекнуть не только в излишней бережливости. Не менее значительным промахом стала его «нерасторопность» с рассылкой так называемых писем счастья. Первоначально россияне должны были получить извещения о состоянии накопительной части своих пенсий к 15 октября. Из-за проволочек сроки сдвинулись, и у застрахованных лиц оказалось меньше полутора месяцев на выборы. В этой ситуации вполне объяснимым представляется то, что частные УК выбрало меньше процента россиян, а 99% попали в число «молчунов».



Не все потеряно?

И все же отчаиваться, по словам экспертов, рано: не боги горшки обжигают, у других стран тоже не все ладилось при проведении пенсионной реформы и так далее. А во многих государствах с развитой экономикой до сих пор случаются так называемые пенсионные кризисы: пример тому – процветающие страны Европейского союза, где совсем недавно разорились крупнейшие пенсионные фонды и компании.

Справедливости ради следует сказать, что «перебои» с проведением реформы действительно случались почти во всех странах, переходивших от распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения. Тем не менее в Казахстане, например, в первый год проведения реформы частным компаниям доверили свои средства свыше 75% от общего числа застрахованных лиц, то есть более 5 млн. человек. В Чили, к опыту которой так любят апеллировать авторы российской пенсионной реформы, число «говорунов», то есть тех, кто определился с выбором частной управляющей компании или частного пенсионного фонда, в первый же год реформы превысило 30% от общего числа будущих пенсионеров. «Впереди планеты всей» оказалась, как ни странным это может показаться на первый взгляд, разоренная затяжной войной Хорватия, в которой либеральные экономические реформы начались с запозданием. Тем не менее именно здесь свои средства под управление частных компаний передали свыше 90% от общего числа застрахованных лиц. А в Эстонии, которая, по мнению экспертов, провела весьма неудачную реформу пенсионной системы, этот показатель все же превысил 15%. Так что у наших ближних и дальних соседей дела обстоят все-таки получше, чем у нас.

Однако есть надежда на то, что упущенное в 2003 году будет успешно наверстано в следующие годы. По словам экспертов, «молчуны», то есть те, кто не стал выбирать частную компанию, поймут, уже в 2004 году поймут, как много они потеряли. И тогда по крайней мере часть из них передаст средства управляющим компаниям. Так что у российской пенсионной реформы вполне может открыться второе дыхание.



Отдел экономики

"