Posted 22 октября 2013,, 20:00

Published 22 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:47

Updated 8 марта, 04:47

Держать карман шире

Держать карман шире

22 октября 2013, 20:00
Вчера депутаты Госдумы объявили об очередной налоговой инициативе. Теперь народные избранники намерены ввести налог на использование шипованной резины на автомобилях. Авторы идеи рассчитывают, что будущий закон будет работать в тандеме с Техническим регламентом, который вступит в силу ориентировочно в 2015 году, а возм
Сюжет
Бюджет

Осень – это время, когда после летних каникул правительство совместно с парламентом разрабатывает и утверждает федеральный бюджет на будущий год. И сентябрь–октябрь преподнесли неутешительные, в первую очередь для населения, новости. Как ранее заявлял министр экономического развития Алексей Улюкаев, Россия в настоящий момент находится в самом плачевном экономическом состоянии за последние пять лет, с момента кризиса 2008 года.

Ожидаемый рост ВВП в текущем году колеблется на отметке 1,8%, что в реальных цифрах означает почти полную стагнацию экономики. В таких условиях дефицит бюджета выбивает власть из колеи. И в судорожной попытке найти средства для ликвидации бюджетных дыр она, как обычно, ищет деньги там, где светло, что называется «под фонарем» – в карманах сограждан. «Такие очевидно непопулярные решения, жертвами которых в первую очередь станет население и особенно его беднейшие слои, являются результатом того, что, к сожалению, интересы граждан в политических кругах никак не представлены и никем не отстаиваются, – рассказывает «НИ» президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Это диагноз для всей нашей системы управления». К тому же большинство попыток создать общественные советы при различных министерствах и компаниях-монополистах с целью контроля, как правило, заканчиваются лишь безрезультатной имитацией бурной деятельности. Эти общественные советы низводятся до статуса номинальной ширмы, которая призвана продемонстрировать «интерес» к мнению общественности, хотя на деле при принятии решений оно совершенно не учитывается.

Попытки государства сэкономить и найти «лишние» деньги выливаются во все усиливающийся даже не только налоговый, но и в целом экономический прессинг населения, сокращение социальных программ и принятие все новых и новых налогов, которые призваны принести в казну доход.

Так, помимо уже упомянутой инициативы налога «на шины», на минувшей неделе замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов подтвердил предстоящий переход с действующего в настоящий момент в стране транспортного налога на экологический, который рассчитывается исходя не из мощности машины, а из того, как часто она используется и какое количество углекислого газа выбрасывает в воздух. С учетом того, что почти половина машин в стране старше 10 лет и, соответственно, невысокого экологического качества, то этот налог уже назвали «налогом на бедность». Даже гораздо в более благополучной Европе политические лидеры настойчиво предлагают, во-первых, отсрочить внедрение этого налога, а во-вторых, дать дополнительное время на его реализацию. Что уж говорить о России, в которой автопарк совершенно не готов к такого рода налоговым обязательствам. А за счет более высокого акциза на менее экологичные виды бензина такое двойное налогообложение ударит в первую очередь по беднейшим слоям населения.

Единый налог на недвижимость, который призван заменить собой налог на землю и ныне действующий налог на недвижимость, отложен на год, до 2015 года, только по «счастливому» стечению обстоятельств. Из-за бюрократических накладок и задержек в разработке этого законопроекта в настоящий момент он все еще находится на рассмотрении в Госдуме. Что, с одной стороны, безусловно, не может не радовать простого потребителя, с другой же – наглядно демонстрирует особенности работы правительства.

Эти особенности также отчетливо прослеживаются и в мерах по экономии уже имеющихся статей бюджета. Так, буквально через пару недель после того, как премьер-министр Дмитрий Медведев признал «силовой» перекос бюджета и призвал к его сокращению, оказалось, что именно по оборонным статьям в следующем году присутствует значительный рост расходов. А большая их часть была засекречена и, таким образом, выведена из-под контроля Счетной палаты и независимой экспертной оценки.

Также неоднократно говорилось о необходимости сокращения расходов на содержание госаппарата и чиновников. Тем не менее 1 октября Владимир Путин распорядился повысить заработную плату ряду министров опять же силовых ведомств. А вслед за ними повышение ожидало и всех депутатов Госдумы, членов Совета Федерации. Такую непоследовательность и противоречивость своих заявлений и действий власть, естественно, никак не комментирует.

Но камнем преткновения и причиной наибольшего недовольства граждан, безусловно, стало предстоящее повышение тарифов ЖКХ и введение социальной нормы на электроэнергию. Каждый из этих пунктов неподъемным грузом ляжет на плечи россиян уже с 1 января 2014 года. Вопросы плачевной ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, неадекватных, никак не обоснованных тарифов и чрезмерно заниженной социальной нормы муссируются уже очень давно. Все эксперты хором говорят о необходимости глобального реформирования отрасли и снижения экономического давления в ней на население, но пока никаких видимых результатов не наблюдается. Власти только дают обещания, которые, как оказывается, не способны выполнить. «Правительство обещало заморозить тарифы и для населения, и для промышленников. А теперь, когда признало, что это невозможно, отчаянно пытается сохранить лицо: мол, мы всеми силами старались сделать, как лучше для вас, но не получается», – комментирует ситуацию «НИ» зампредседателя комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ Игорь Шпектор.

И это только лишь малая толика тех мер, которые намерено предпринять правительство с целью изыскания средств для компенсации дефицита бюджета. На очереди – пенсионная реформа, повышение акцизов на бензин, которое косвенно ляжет опять на плечи потребителей, вероятная отмена материнского капитала, значительное снижение расходов по социально значимым статьям (образование, медицина). «И хотя, возможно, на самом деле у правительства и нет других способов сэкономить средства на фоне раздутых мегапроектов вроде сочинской Олимпиады или предстоящего чемпионата мира по футболу, по которым никто не собирается сокращать расходы, все эти меры выглядят откровенной обдираловкой населения», – отмечает г-н Янин. Весь вопрос заключается в грамотном перераспределении средств. Но бюджет настолько завязан на бизнесе, монополистах и крупных промышленниках, что Минфин не решается ущемлять их интересы, предпочитая экономить и получать «легкие» деньги за счет населения.

В то же время, по данным ВЦИОМ, о пенсионной реформе, которая в следующем году предполагает перевод накопительной части пенсии в распределительную, не подозревают около половины россиян, а еще трети она безразлична. А ведь речь идет о сумме порядка 250 млрд. рублей.

«Даже в условиях растущего общественного раздражения и числа вполне обоснованных претензий к власти со стороны населения власть может спокойно принимать такие непопулярные решения, не придавая значения падению своего рейтинга и доверия со стороны граждан, – заключает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Потому что, во-первых, россияне уже давно придерживаются стратегии индивидуальной адаптации. То есть как бы они ни были недовольны и возмущены экономическим прессингом, они будут терпеть до последнего. А во-вторых, объективно сейчас нет реальных альтернатив ныне действующей власти». Одним словом, похоже, что в ближайшие годы россиянам придется стать скромнее в своих запросах и значительно урезать личные расходы.

В ГРУЗИИ БЮДЖЕТ ПОПОЛНЯЮТ С ПОМОЩЬЮ ШТРАФОВ
МВД Грузии озаботилось моральным обликом граждан. По инициативе ведомства употребление алкогольных напитков в общественных местах, а также нахождение в «оскорбительном для общественной морали состоянии» будут караться штрафом в 300 лари (примерно 180 долларов), а при повторном случае – в 500 лари (300 долларов). Однако, что именно означает определение «оскорбительное для общественной морали состояние» не все поняли, и представителю ведомства пришлось объясняться детальнее. Выяснилось, например, что за поцелуи в общественных местах штрафовать не будут. Как написала на своей страничке в Facebook руководитель пресс-службы МВД Нино Гиоргобиани, оскорбляющим общественную нравственность можно считать, например, «раздевание, прилюдное удовлетворение естественных нужд и другие подобные действия, а не свидания и поцелуи...»
МВД предлагает ужесточить и санкцию за вождение автомашины в нетрезвом состоянии. А именно лишить водителя на полгода права управления автомобилем. В настоящее время действует штраф в размере 200 лари (120 долларов) за вождение автомашины в состоянии опьянения. В случае повторного нарушения водитель будет оштрафован на 700 лари, а права на вождение автомобиля он лишится на восемнадцать месяцев. При третьем «рецидиве» – штраф увеличится до 1000 лари (более 600 долларов), срок лишения права управления автомобилем до 2 лет.
По информации Института по развитию свободы информации, с января 2013 года по июнь патрульная полиция оштрафовала нарушителей на сумму 31 106 828 лари.
Ирина АЛЕКСИДЗЕ, Тбилиси

В КНДР НЕТ НАЛОГОВ ТОЛЬКО НА БУМАГЕ
В следующем году, вероятно, с большой помпой в КНДР отметят юбилей: сорокалетие полной отмены налогов. Северная Корея – единственная страна мира, где официально отсутствует система налогообложения. Этот факт часто поминается местной пропагандой. Как ни странно, он преподносится как важнейшее доказательство справедливости идей чучхе даже сейчас, когда уже не осталось тех корейцев, кто помнит времена Японской империи, когда подати и штрафы, налагаемые помещиками, разоряли и без того нищих корейских крестьян. Естественно, по радио, телевидению и в газетах Северной Кореи не говорят о том, что и так все знают: налоги, и очень большие, в КНДР все же есть. Они появились в начале двухтысячных, когда после страшного голода девяностых, вызванного отказом Китая и России субсидировать местную экономику, рухнула распределительная система и стали стихийно возрождаться рыночные отношения. Сейчас большинство северокорейцев только формально числятся работниками госпредприятий, а на самом деле занимаются кто чем: кто торгует, кто выращивает овощи на продажу, кто возит мелкую контрабанду из Китая, а кто занимается серьезным бизнесом. В современной КНДР имеются и миллионеры, которые владеют заводами и шахтами. Естественно, вся эта деятельность облагается налогами – как неофициальными (взятками и «откатами» чиновников), так и официальной «арендной платой». Ее размер никакими законами не регулируется, но она может быть очень значительной.
Ольга КИМ, Харбин

"