Posted 23 сентября 2020, 13:15
Published 23 сентября 2020, 13:15
Modified 7 марта, 14:34
Updated 7 марта, 14:34
С таким предупреждением об изменении финансовой политики государства в совоем выступлении перед членами Совета Федерации 23 сентября обратился вице-премьер РФ Андрей Белоусов. По данным правительства, за первые восемь месяцев текущего года региональные бюджеты недополучили около 7% доходов. В абсолютном выражении это составляет порядка 500 млрд рублей. На этом фоне инвестиционные расходы субъектов растут. Например, объему ассигнований на строительство дорог выросли на 40%.
Как отмечает finanz.ru со ссылкой на заявление вице-премьера, государственные инвестиции очень сильно поддержали экономику регионов: «сводить концы с концами» регионам удалось за счет накопленных бюджетных резервов.
«Это 1,4 триллиона рублей остатков, или 500 млрд рублей, если исключить бюджет Москвы», — говорится в сообщении.
Несмотря на финансовый кризис в стране, за время пандемии госдолг субъектов вырос всего на 3%, до 2 трлн рублей. Из них чуть больше триллиона — это коммерческие кредиты. Примерно такую же сумму состяаляют бюджетные кредиты, выданные под низкий процент. В этом году федеральные власти выделили на поддержку регионов дополнительно 800 млрд рублей. Однако в будущем такой солидный объем помощи регионы, скорее всего, не увидят.
«На следующий год, видя ситуацию, которая у нас сейчас складывается, я считаю, что нам нужно максимально сейчас разрешить регионам заимствовать», — заявил Белоусов.
Для покрытия социальных обязательств регионам придется больше не надеяться на помощь государства, а искать более дорогие коммерческие кредиты и заниматься выпуском облигаций. Ранее во многих субъектах, накопивших значительные объемы государственного долга, при помощи Минфина активно шел процесс замещения дорогих коммерческих кредитов дешевыми бюджетными. Сейчас продление этой программы — под вопросом, поскольку на фоне финансового кризиса, вызванного падением цен на нефть, ослаблением курса рубля и влиянием пандемии, доходы федерального бюджета резко упали.
«Что касается того, чтобы сделать вторую волну замещения частных кредитов бюджетными кредитами: в принципе, эти вопросы сейчас рассматриваются. С одной стороны — это правильно, потому что это позволяет регионам существенно экономить на обслуживании долга, учитывая разницу в процентах. Но как бы у нас не получилось так, что мы и бюджетные кредиты не дадим, и частные кредиты ограничим», — приводит издание слова Белоусова.
Без помощи федеральных властей некоторым регионам справиться с обязательствами невозможно. Показательный пример — Костромская область. В ноябре 2017 года регион получил из федерального бюджета около 12 млрд рублей в кредит под 0,1% годовых. Деньги были направлены на замещение кредитов, взятых областью у коммерческих банков. Взамен регион-банкрот взял на себя обязательство к концу 2017 года снизить размер долга по отношению к собственным доходам до 140%, к 2019 году — до 120%. К июню 2020 года благодаря господдержке объем госдолга региона упал до 84% от собственных доходов. Если помощь со стороны государства прекратится, регион неминуемо сделает «шаг назад» в выполнении обязательств, взятых на себя перед Минфином.