Posted 23 сентября 2019, 13:24
Published 23 сентября 2019, 13:24
Modified 7 марта, 15:44
Updated 7 марта, 15:44
В советские времена в воинских гарнизонах Дальнего Востока во время пьянок первый тост традиционно пили за царя Александра II, который продал Аляску американцам, тем самым облегчив участь советских солдат и офицеров – ведь их могли услать служить еще дальше от родного дома...
Смех смехом, но всем известно, что Аляску мы уступили слишком дешево, учитывая то, что спустя пару десятилетий там были обнаружены богатые золотые месторождения.
Но суть даже не в этом, а в том, что этот огромный полуостров, в конце концов, оказался в 4 раза (!) дешевле, чем Исаакиевский собор, который строили в Петербурге почти 40 лет!
Об этом написал в своем блоге историк Иван Курилла:
«На днях послушал экскурсовода в Петербурге; стоимость строительства Исаакия она определила так: "в четыре раза дороже цены, за которую продали Аляску".
И впрямь. Речь шла о том, что строительство Исаакия завершили в 1864, а Аляску продали в 1867, почти рядом.»
В связи с этим сообщением Михаил Друзин напомнил в комментариях к посту Куриллы:
«Изучая историю строительства железных дорог в России в 1860-1870-е гг. я тоже отметил про себя, что стоимость одной дороги равнялась стоимость проданной Аляски. Так что не только Исаакий дорогой...»
Но ведь как раз деньги за Аляску и пустили тогда на железнодорожное строительство, о чем свидетельствуют архивные документы:
«За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11 362 481 р. 94 [коп.]. Из числа 11 362 481 руб. 94 коп. израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 238 р. 4 к. Остальные же 390 243 руб. 90 к. поступили наличными деньгами"
(Российский государственный исторический архив. Ф. 565. Оп. 3. Д. 17843. Л. 9.)»
То есть стоимостью одного, пусть и прекрасного собора, можно было покрыть еще по меньшей мере строительство еще четырех железных дорог в стране. Не лучшее ли это подтверждение известной поговорки про дураков и дороги?
Более того, строительство Исаакия стоило не только огромного количества денег, но и человеческих жизней. Тот же Иван Курилла несколько лет назад привел в своем блоге еще одно, жутковатое свидетельство:
«Сегодняшнее сильное впечатление: услышал от экскурсовода в Исаакиевском соборе, что при строительстве Исаакия погибло около 100 000 (ста тысяч) человек.
Война, и немаленькая.
То есть, видимо, любой государственный проект можно было посчитать в деньгах, а можно - в жизнях подданных. И между большой престижной стройкой и войной принципиальной разницы не было.
P.S.
Постоянно в собственно стройку и добычу-доставку стройматериалов было вовлечено 25 тысяч человек, которые менялись. Всего за время стройки умерло от туберкулеза 43 тысячи 333 человек, погибло от травм, увечий и других причин (в т.ч. не туберкулезных болячек) - около 71 тысячи. Статистика по туберкулезу и другим причинам велась по инициативе знаменитого врача Пирогова, и данные эти есть в самом соборе (в приходе), только они их никому не дают...»
Получается, что в среднем ежедневно умирали 7 строителей собора...
Зато нельзя не порадоваться за современную Аляску и ее жителей, каждый из которых помимо всего прочего получает ежегодно 1500 долларов «нефтяной ренты»...