Posted 22 сентября 2015,, 21:00

Published 22 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:30

Updated 8 марта, 03:30

С «обезболиванием» или без

С «обезболиванием» или без

22 сентября 2015, 21:00
Министерство финансов РФ подготовило два варианта сокращения федерального бюджета на 2016 год. Первый сэкономит 769,3 млрд. рублей, второй – 1,3 трлн. рублей. А за три года эксперты ведомства подсчитали, что по первому варианту может быть сэкономлено 3,6 трлн. рублей, по второму – почти 6 трлн. рублей. И главная состав
Сюжет
Пенсии

Оба вида секвестра предполагают почти символическую индексацию пенсий: с 2016 по 2018 год включительно она не превысит 4%. Напомним, такая мера вступает в противоречие с действующим законодательством, по которому правительство обязано индексировать страховую часть пенсии по данным текущей инфляции. И по сентябрьскому прогнозу этот показатель равен 12,2% годовых, то есть заложенная в планируемом секвестре цифра занижена пропорционально той, какой она должна быть по законодательству. А в Минфине сейчас, судя по всему, ломают голову над тем, когда именно провести индексацию, чтобы сэкономить. Если провести ее, как и подсказывает действующее законодательство, с 1 февраля, то экономия в 2016 году составит 84,5 млрд. рублей. Но коллеги Силуанова видят куда более дешевый способ – перенести индексацию на 1?октября, и тогда лишних неистраченных денег окажется в будущем году 240,5 млрд. рублей.

Касается задумка напрямую и работающих пенсионеров. Первый вариант содержит в себе отказ с 2017 года от выплаты страховой пенсии работающему пенсионеру с годовым доходом свыше 1 млн. рублей. Из-за чего экономия для бюджета через год приблизится к 61 млрд. рублей. По второму варианту пенсию работающим пожилым людям прекратят платить уже в 2016 году. Таким образом, бюджет удержит в своих неизрасходованных запасах 265,8 млрд. рублей в 2016 году, а в 2017 году – свыше 558,7 млрд. рублей.

Кроме того, в Минфине, видимо, не успокоятся, пока не начнут претворять, наконец, в жизнь идею повышения пенсионного возраста. Ни мнение социального блока правительства, ни позиция, обозначенная президентом, как видно, не отвращают чиновников ведомства от этой задумки. Предлагается повышать возраст выхода на пенсию на 6 месяцев в год (экономия для бюджета – 112,7 млрд. рублей в 2016 году). По второму варианту намечено форсированное – на один год ежегодно – повышение (бюджет в данном случае получит сразу 225,5 млрд. рублей). При ускоренном варианте решения вопроса экономия бюджетных расходов превысит 1 трлн. рублей в 2017 и 2018 годах.

Депутат Госдумы и доктор экономических наук Оксана Дмитриева считает подобные инициативы прямым результатом деятельности банковских лоббистов. С одной стороны, именно финансовый блок правительства настаивал на сохранении пенсионного накопительного элемента, но с другой – он требует порядка 0,5 трлн. рублей в год. «Естественно, это деньги, которые уходят из Пенсионного фонда, и это как раз те деньги, которых с лихвой хватило бы и на индексацию пенсий, и на то, чтобы отказаться от ущемления прав работающих пенсионеров, – подчеркнула эксперт в комментарии для «НИ». – Я уж не говорю о повышении пенсионного возраста, которое вообще не даст никакого фискального эффекта».

По словам г-жи Дмитриевой, с одной стороны, финансовый блок правительства продавил идею сохранения накопительного элемента, что, по сути, обернулось дырой в бюджете. «И они же предлагают затыкать эту дыру различными, прямо скажем, жестокими вещами. Причем это не только недопустимо с социальной точки зрения, это и экономически вредно. Мы видим по текущему году, когда была индексация пенсий, что в целом реальные денежные доходы населения сократились на 10%», – говорит собеседница «НИ».

Сейчас мало кто вспоминает, замечает депутат, что 2014 год, несмотря на начавшийся кризис, был закончен с профицитом бюджета. Сумма порядка 400 млрд. рублей была направлена в Резервный фонд, а 1 трлн. рублей – в банковскую сферу. По словам г-жи Дмитриевой, если бы эти огромные средства не были отданы банкам, а использовались как источники покрытия дефицита 2015 года, то сегодня вообще не возникло бы «необходимости» замораживать заработную плату бюджетникам, отказываться от индексаций пенсий и совершать другие шаги в русле сомнительной экономии.

"