Posted 22 сентября 2009,, 20:00

Published 22 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:28

Updated 8 марта, 07:28

Просветить всех

Просветить всех

22 сентября 2009, 20:00
Вчера специалисты Всемирного банка (ВБ) обсуждали с российскими экспертами проблему защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг. Как выяснилось из проведенного аналитиками ВБ исследования, только 16% наших граждан имеют банковские счета и менее 1% занимаются инвестициями. По мнению участников дискуссии, чтобы пов

Предметом обсуждения стал диагностический доклад, подготовленный ВБ, о правах потребителей финансовых услуг в России. Наиболее интересны, на наш взгляд, рекомендации по изменению нынешней ситуации. В частности, ВБ призвал Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) РФ более активно бороться с финансовыми пирамидами. Объясняется это тем, что подобные «сооружения» чаще всего занимаются продажей финансовых инструментов, которые в большинстве стран считаются ценными бумагами. Эксперты банка полагают, что контроль за реализацией и применением правил рекламы и маркетинга на рынке ценных бумаг должен осуществляться не только Федеральной антимонопольной службой (ФАС), но и ФСФР. В банковском секторе предлагается создать единую систему сбора и обработки жалоб. Для участников рынка эксперты ВБ тоже кое-что припасли. Например, тем, кто занимается продажей ценных бумаг, предлагается пройти квалификационные экзамены.

Как подчеркнула старший специалист по развитию частного сектора ВБ Сью Ратледж, доклад остается проектным, то есть он еще будет меняться, поскольку призван стимулировать диалог. А обсуждать действительно есть что. Так, например, по данным г-жи Ратледж, свыше 40% населения РФ не имеют доступа к финансовым услугам. Только 16% россиян имеют банковские счета и менее 1% занимаются инвестициями. Более половины признают, что не обладают финансовой грамотностью и адекватными инвестиционными навыками. При этом три четверти граждан не уверены в надежности финансовых организаций и в том, что смогут в случае необходимости разрешить финансовый спор в свою пользу. «Потребители хотят знать больше, – подчеркнула эксперт ВБ. – Например, как защищаться от финансового мошенничества. Но они не знают законов».

Проблема доступности информации поднималась в ходе дискуссии не раз. «В России знания о финансовом секторе на низком уровне», – заметил директор ВБ по России Клаус Роланд. Правда, признав: не только в России. Например, в США более половины респондентов не смогли объяснить, в чем разница между номинальной и реальной процентной ставкой. «Люди не знают, как можно отстаивать права, когда дело касается долгов, отношений с кредиторами», – вернулся г-н Роланд к нашей стране.

Г-жа Ратледж убеждена: россиянам нужен доступ к механизмам финансового образования. Но при этом основные условия и правила игры в сфере финансовых услуг должны быть простыми, понятными каждому. Человек должен иметь возможность получить необходимые знания в любой момент. «Например, когда люди впервые приобретают ипотеку», – уточнила она. Пока нет доступа к информации, нет и инвестиционной активности населения. И, конечно, потребитель должен иметь возможность сравнивать предложения от провайдеров услуг. Не должно быть ситуации, когда человеку предлагается, скажем, один вариант частных пенсионных схем, сказала Сью Ратледж. Оптимально должно быть 3–4 варианта, потому что, как показала практика в США, когда предложений больше, человек затрудняется принять решение и вообще ничего не делает.

Кроме того, во Всемирном банке считают, что каждая финансовая организация должна создать некий департамент или просто назначить человека, который бы отвечал на жалобы потребителей. «Это касается всех организаций, предоставляющих широкий спектр финансовых услуг», – подчеркнула г-жа Ратледж. По ее мнению, в принципе, можно было бы даже задуматься о некоем омбудсмене по финансовым вопросам. По аналогии с уполномоченным по правам человека, только «финансовый» омбудсмен занимался бы защитой прав потребителей. «Такой институт есть в Великобритании», – отметила эксперт.

В ФСФР со многими выводами доклада согласны. Но не со всеми. В частности, Сью Ратледж убеждена: регуляторам российского финансового рынка необходимо усилить контроль над кредитными брокерами, финансовыми посредниками, страховщиками и особенно коллекторскими агентствами. По ее словам, контроль над последними необходим, «чтобы не было запугивания граждан». Однако зам. руководителя ФСФР Сергей Харламов заметил, что пока ведомство не готово взять на себя контроль над коллекторами. Что же до финансовых пирамид, то чиновник разъяснил: «Мы можем выявить их деятельность, но затем мы передаем документы в правоохранительные органы». А вот в деле просвещения граждан он заметил некий прогресс, напомнив, что сейчас появилось много специализированных журналов и газет, доступных всем.

"