Posted 23 августа 2016,, 09:38

Published 23 августа 2016,, 09:38

Modified 8 марта, 02:39

Updated 8 марта, 02:39

The New Yorker нашел чеченский след в сделках Deutsche Bank

The New Yorker нашел чеченский след в сделках Deutsche Bank

23 августа 2016, 09:38
Американский журнал The New Yorker назвал имя российского брокера, который, по его данным, проводил через зеркальные сделки в пользу своих клиентов. Один из источников рассказал, что такие сделки могли проходить в пользу «авторитетных» выходцев из Чечни.
Сюжет
Банки

The New Yorker опубликовал 23 августа статью о том, как в московском офисе Deutsche Bank проводились так называемые зеркальные сделки, расследованием которых занялись регуляторы в США, Великобритании и Германии. При подготовке материала его автор Эд Сизар пообщался с 14 бывшими и действующими сотрудниками Deutsche Bank в Москве, а также с несколькими людьми, связанными с клиентами офиса. Большинство из них просили не называть их имен.

Как пишет Сизар, один из его собеседников, брокер, работавший с клиентами зеркальных сделок Deutsche Bank, рассказал, что схема таких сделок была придумана еще в 2000-е российскими банками, чтобы помочь импортерам избежать высоких налогов. Российский банкир, помогавший организовать схему с зеркальными сделками, сообщил, что значительная часть денег, проходящих через зеркальные сделки, «принадлежала выходцам из Чечни со связями в Кремле», пишет Сизар.

По словам нескольких источников, основные клиенты, связанные с зеркальными сделками, пришли в московский офис Deutsche Bank в 2011 году через менеджера Сергея Суверова, который в 2008 году был назначен вице-президентом в департамент торговых операций и старшим менеджером по операциям на рынке акций, а позднее покинул банк.

Клиентов представлял российский брокер Игорь Волков, следует из материала. Сначала представляемые Волковым фонды размещали традиционные заказы на бумаги фондового рынка, но через некоторое время брокер дал понять, что хочет проводить одновременные сделки в большом объеме. В итоге, как утверждает Сизар, в период с осени 2011 года до начала 2015 года почти каждый будний день Волков звонил в московский офис Deutsche Bank и просил трейдеров провести одновременно две операции: в первом случае он от имени российской фирмы покупал за рубли акции российских компаний из числа голубых фишек на сумму около 10 млн. долларов; во втором случае брокер, действуя от имени другой, зачастую зарегистрированной в офшоре компании, продавал купленные только что акции в Лондоне за доллары, фунты или евро. Deutsche Bank получал небольшую комиссию, отмечает Сизар. При этом с самим Волковым журналисту связаться не удалось.

Зеркальные сделки были направлены на то, чтобы «экспатриировать деньги», пишет он. «Поскольку российская и офшорная компании принадлежали одному и тому же владельцу, эти кажущиеся обычными сделки имели алхимическую цель: превратить рубли, застрявшие в России, в доллары, спрятанные за пределами России», — пишет журналист, отмечая, что зеркальные сделки не являются незаконными.

Четверо сотрудников московского офиса Deutsche Bank в беседе с журналистом подчеркнули, что никто не пытался скрыть проведение зеркальных сделок. Как пишет Сизар, глава отдела российских акций Тим Уисвелл, а также трейдеры Дина Максутова и Георгий Бузник встречались с Волковым, его заказы открыто обсуждались в отделе, о сделках также знали несколько сотрудников лондонского офиса Deutsche Bank.

The New Yorker также отмечает, что каждый контрагент, который хотел торговать с Deutsche Bank, должен был проверяться дважды – департаментами комплаенса в Лондоне и Москве. Банк также должен был провести проверку «знай своего клиента» (know your client) и выяснить, не связан ли потенциальный контрагент с преступной деятельностью. В случае с клиентами Волкова, как утверждает The New Yorker со ссылкой на источники, работавшие в Deutsche Bank в 2011 году, процедура проверки состояла в том, что трейдеры по продажам просили контрагентов указать источники их средств. По словам одного из бывших сотрудников банка, дальнейших вопросов никто не задавал.

Напомним, что летом 2015 года стало известно: Deutsche Bank начал внутреннее расследование в московском подразделении из-за подозрений о возможном отмывании денег российских клиентов. В докладе об итогах проверки банк сообщил, что выявил «системный» провал в процедуре внутреннего контроля, предназначенной для предотвращения отмывания денег. По данным банка, недоработки позволили вывезти из России в 2012–2014 годах до 10 млрд. долларов.

На фоне расследования было уволено несколько сотрудников ?Deutsche Bank, в том числе глава отдела по торговле акциями Тим Уисвелл, который безуспешно пытался отсудить у банка компенсацию в размере 31 млн. рублей. В конце 2015 года Банк России признал, что Deutsche Bank AG стал жертвой незаконной схемы, и оштрафовал ООО «Дойче Банк» на 300 тыс. рублей за нарушение правил внутреннего контроля.

В сентябре 2015 года Deutsche Bank объявил об оптимизации своего российского филиала и намерении закрыть отдел корпоративного финансирования и торговли ценными бумагами. При закрытии отдела сотрудники банка устроили прощальный ужин в расположенном недалеко от офиса ресторане. «К концу вечера банкиры танцевали на барной стойке»,– пишет Сизар.

"