Posted 22 июля 2014,, 20:00

Published 22 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:13

Updated 8 марта, 04:13

Пир во время чумы

Пир во время чумы

22 июля 2014, 20:00
По данным европейской исследовательской компании Nielsen, индекс потребительского доверия в России во втором квартале текущего года вырос до 85 пунктов, что на 2 пункта больше показателей первого квартала и на 5 пунктов выше второго квартала 2013 года. Такой уверенный позитив, когда на протяжении длительного времени по
Сюжет
Деньги

Индекс потребительского доверия Nielsen рассчитывается на основе опроса жителей по нескольким показателям, среди которых: перспективы на рынке труда, состояние личных финансов, своевременность покупок, наличие тревожных факторов в экономике и другие. Согласно выводам специалистов, последние два квартала потребительские настроения россиян уверенно растут, несмотря на резкое падение курса рубля в начале года и сложную геополитическую ситуацию.

«В текущей ситуации российские потребители отнюдь не впадают в пессимизм, а наоборот, с большей уверенностью смотрят в будущее, готовы и желают совершать покупки. Находясь под воздействием ряда общественно-политических событий первого полугодия, российский потребитель немного отвлекся от проблем, традиционно его волновавших, таких как рост цен на товары, услуги ЖКХ. И хотя сейчас внимание россиян больше сосредоточено на внешних событиях, они пристально наблюдают за состоянием собственного кошелька, пытаются найти способы оптимизировать расходы, при этом серьезно не ограничивая потребление», – отмечают представители «Nielsen Россия».

Наибольший рост оптимизма исследователи зафиксировали в оценках респондентами перспектив на рынке труда – 34% опрошенных заявили, что в ближайший год ситуация будет для них «отличной» и «хорошей». В первом квартале текущего года таких было 31%. «В первом полугодии численность занятого населения в России выросла по сравнению с предыдущим периодом. Речь идет об общем количестве работающих людей – сотрудниках по найму, самозанятых, собственникахв предприятий и индивидуальных предпринимателях. Таких в России насчитывается 79,1 млн. человек. Официально безработными являются 3,7 млн. человек – это самый низкий показатель за последние годы. В целом рынок занятости можно назвать стабильным», – сказал «НИ» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков.

В то же время во втором полугодии, по словам эксперта, ожидаются сокращения штатов. «К примеру, общая численность сотрудников в банковской сфере в отличие от предыдущих лет не растет. Более того, уже идет волна увольнений из банков, прекративших существование», – отметил г-н Поляков.

Что касается состояния личных финансов, то российские респонденты, по данным Nielsen, не поменяли своего мнения по сравнению с первым кварталом 2014 года – 41% по-прежнему считают, что их финансовая ситуация для них будет «отличной» и «хорошей», а 51% готовятся к тому, что она окажется «не очень хорошей» и «плохой». Для сравнения: в Европе респонденты более пессимистичны. Только 22% французов, 20% итальянцев и 15% португальцев надеются на благоприятную личную финансовую ситуацию. Лучше всего в этом плане дела обстоят в Северной Америке, где 63% респондентов позитивны в оценке состояния личных финансов на ближайший год. В вопросе же совершения трат россияне остаются осторожными – 66% потребителей считают, что сейчас «плохой» и «не очень хороший» период для совершения покупок, и только 31%, наоборот, называют текущий момент «отличным» и «хорошим».

Как рассказал «НИ» председатель комитета по экономике Московского отделения «ОПОРы России» Алексей Каневский, нельзя сказать, что потребительская активность в России растет повсеместно, скорее речь идет об отдельных сегментах продовольственного ритейла. «На мой взгляд, это связано с тем, что у россиян накопилась усталость от ожиданий выхода из кризиса и хочется попросту устроить себе праздник. Это чисто психологический момент, не связанный ни с какими экономическими предпосылками, ведь уровень кредитоспособности населения падает, и говорить, что россиянам удалось сделать накопления, которые они решили потратить, не приходится. Пир во время чумы», – пояснил он «НИ».

Эксперт также отметил, что во многих сферах потребления наблюдается резкая волатильность, не характерная для предыдущих лет. «По нашим данным, всплеск потребления сейчас носит необычный характер, и выявить истинные причины такой динамики затруднительно. Скорее всего, здесь оказывает влияние общая нервозность, связанная с политической обстановкой в стране и в мире», – полагает г-н Каневский.

"