Posted 22 июля 2013,, 20:00

Published 22 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:55

Updated 8 марта, 04:55

Была бы их воля

22 июля 2013, 20:00
Депутаты Госдумы от «Справедливой России» собираются осенью внести поправки в постановление ГД об экономической амнистии. В частности, эсеры хотят дополнить ее статьями Уголовного кодекса «Растрата» (ст. 160 УК РФ) и «Мошенничество» (ст. 159 УК РФ), так как, по их мнению, объявленная 4 июля экономическая амнистия получ

Постановление об экономической амнистии Госдума приняла в начале июля. Документ распространяется на осужденных по 27 статьям УК РФ, а также действует в отношении тех, кто на этот момент находился под следствием или чье дело рассматривалось в суде. Изначально предполагалось, что амнистия коснется приблизительно 100 тысяч человек, но в итоге получилось, что реально на свободу смогут выйти всего несколько сотен человек. Такое развитие событий эсерам кажется несправедливым, поэтому и возникла идея расширить амнистию еще двумя статьями Уголовного кодекса. При этом справедливороссы утверждают, что инициатива не связана с делом Навального, но оно все-таки является иллюстрацией несправедливости.

«Идея расширить амнистию была, еще когда ее проект обсуждался в Госдуме. Я был сторонником того, чтобы под нее попали осужденные по всей 159-й и по 160-й статьям УК. По данным, которые мы собираем о результатах амнистии, уже видно, что на свободу выйдет всего несколько сот человек, а на самом деле осужденных по этим статьям больше двухсот тысяч», – изложил ситуацию «НИ» замруководителя фракции «Справедливой России» в ГД Валерий Гартунг.

По его словам, дело «Кировлеса» продемонстрировало, какая, к примеру, 160-я статья УК РФ «резиновая» и как ее «натягивают под любой вид предпринимательской деятельности». «По делу «Кировлеса» опять стало понятно, насколько цинично все наше правосудие. А ведь десятки и сотни тысяч предпринимателей осуждены именно по этим статьям. И о них не писали в газетах, за них не выходили люди на митинги, но они получили сроки только за то, что не хотели отдать свой бизнес рейдеру. Или не соглашались платить дань или откаты правоохранительным органам, чиновникам или криминалу», – подчеркнул парламентарий.

Как отметил Валерий Гартунг, пока также не решено, будут ли вноситься поправки в действующий закон или же это будет самостоятельный законопроект. «Осенью, когда мы соберем все данные, когда пообщаемся с правозащитниками, с представителями силовых структур, когда мы уже поймем итоги амнистии, что же из нее вышло, тогда и будем принимать окончательно решение», – пояснил эсер.

На вопрос «НИ», почему же статьи 159 и 160 УК РФ не были включены в экономическую амнистию при ее рассмотрении летом этого года, Валерий Гартунг пояснил, что решено было не выпускать реальных мошенников, которые нанесли ущерб гражданам. Кроме того, на обсуждение амнистии было выделено очень мало времени. «Закон об амнистии был внесен буквально под занавес работы Госдумы. И решили так, что хоть сотню, но выпустить уже сейчас, чем доработать ее, а широкую амнистию провести осенью. Мы договаривались, что нам никто не будет мешать дорабатывать ее осенью», – заключил депутат.

Между тем председатель думского комитета по уголовному законодательству единоросс Павел Крашенинников считает, что внести поправки в принятое ГД постановление об экономической амнистии уже нереально. По его мнению, это лишь попытка отдельных парламентариев «попиариться» на «громкой теме». «Пусть готовят, представляют его, будем смотреть. Но что касается ближайшего рассмотрения, я не вижу никаких перспектив, так как текст амнистии выверялся, долго готовился и, на мой взгляд, было принято оптимальное решение на этот момент», – считает г-н Крашенинников.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что инициатива эсеров появилась потому, что «они осознали, что освобождение господина Навального является результатом не того, что Генпрокуратура задумалась о действующем законодательстве или почитала Уголовно-процессуальный кодекс, а результатом радикального, резкого и внезапного изменения баланса сил в политической верхушке. И они решили подсуетиться». Сам эксперт в разговоре с «НИ» подчеркнул, что он против того, чтобы мошенников и растратчиков амнистировать. «У нас в тюрьмах сидят не только невиновные бизнесмены, но и обычные невиновные. Спорить о том, кто лучше: невиновные бизнесмены, невиновные мошенники или невиновные воры, бессмысленно. Это разговор беспредметный. У нас есть куча людей, которые украли бутылку водки с похмелья, и они реально сидят, потому что у них нет денег на адвоката. А какую общественную опасность представляют эти, может быть, не очень симпатичные люди? Ну да, это хулиганье, 15 суток, возмещение убытков в десятикратном размере. А они сидят. Нужно другое. Как минимум амнистировать беременных женщин и матерей детей до трех лет, которые сидят в первый раз за преступления малой и средней тяжести, не связанные с оборотом наркотиков. А также объявить, что в течение двух месяцев любая политическая партия или граждане, которые собрали пять тысяч подписей, могут потребовать пересмотра дел тех или иных людей, потому что они считают, что их посадили по политическим мотивам», – говорит г-н Делягин.

По мнению эксперта, когда приговор суда определяется не законом, а политикой, это недопустимо. И когда законопроект вносится не ради миллиона людей, а ради одного человека, это тоже несправедливо.

"