Posted 22 июля 2012,, 20:00

Published 22 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:45

Updated 8 марта, 05:45

От милитаризма к пацифизму

22 июля 2012, 20:00
Министерство финансов РФ намерено урезать военные ассигнования на 20% в период с 2013 по 2015 год, хотя буквально несколько дней назад чиновники ведомства предлагали, напротив, увеличить их на 26%. Эксперты объясняют эти парадоксы тем, что бюджет не справляется со щедро розданными накануне выборов обещаниями и нестабил

Информацию о возможном 20%-ном сокращении военных расходов озвучил в конце минувшей недели министр финансов Антон Силуанов. Напомним, что еще буквально в среду Минфин опубликовал доклад, в соответствии с которым объем расходов федерального бюджета в следующем году по разделу «национальная оборона» должен был увеличиться в сравнении с текущим на 25,8% и составить 2 трлн. 345,7 млрд. руб., а по статье «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – вырасти на 9%, до 2 трлн. 11,2 млрд. руб. Все это должно было происходить на фоне снижения расходов на здравоохранение, образование и культуру. И вот теперь – снова «великий поворот» финансовых рек в обратном направлении.

«Метания Минфина показывают, с одной стороны, его желание соблюсти баланс бюджетных показателей, а с другой – исполнить волю руководства страны», – сказал «НИ» директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. Под волей руководства, по словам эксперта, «следует понимать намерение президента Владимира Путина любой ценой осуществить заявленный им проект по возвращению России в военные сверхдержавы». Однако возникает вопрос: как выполнить неотменяемые предвыборные социальные обязательства, пробившие дыру в бюджете, и одновременно осуществить «гонку вооружений». Особенно в условиях, когда цены на нефть нестабильны и все отчетливее вырисовывается «вторая волна» мирового кризиса.

Объем дополнительных расходов, вызванных предвыборной программой, Минфин оценил в 686,7 млрд. руб. на ближайшие три года. Между тем, по оценкам ведомства, доходы бюджета будут ниже запланированных: в 2013 году – на 310,5 млрд. руб. (или 0,8% ВВП), в 2014 году – на 449,6 млрд. (или 0,9% ВВП). Примечательно, что на фоне разворачивающейся гонки вооружений в пострадавших оказались самые незащищенные статьи: здравоохранение, где снижение уже в будущем году составит 8,7%, образование (минус 2,8%), национальная экономика (уменьшение на 2,9%).

«Логика Минфина заключается в том, что расходы на перевооружение армии не являются первоочередными, и в случае сокращения бюджетных доходов они пострадают в первую очередь, – считает содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг. – Этого следовало ожидать». Вместе с тем едва ли силовики в руководстве страны и стоящее за ними влиятельное военно-промышленное лобби сдадутся без боя. По оценке Игоря Коротченко, в случае если предложение Минфина будет принято, порежут расходы на «обычные» вооружения – ВВС, ВМФ, сухопутные войска. «Ядерные силы в любом случае останутся неприкосновенны», – уверен собеседник «НИ».

Однако ядерные силы – это не более пятой части всей программы модернизации армии. Оборонные заводы, выпускающие танки, боевые корабли, самолеты для перевооружения армии на миллиарды рублей, едва ли останутся равнодушными к оборонному секвестру, объявленному Минфином. Терять прибыли никто из них не намерен, как видно по энергичным столкновениям вице-премьера Дмитрия Рогозина с Минобороны (министерство отказывается брать устаревшее российское вооружение и даже вознамерилось было переориентироваться на закупки иностранной техники). Если военно-промышленным лоббистам удалось убедить даже несгибаемое Минобороны, есть сомнения, что перед их натиском устоит Минфин с его неустойчивыми пацифистскими инициативами.

"