Posted 22 июня 2011,, 20:00

Published 22 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 02:09

Updated 8 марта, 02:09

До последней капли

22 июня 2011, 20:00
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ посчитала нецелесообразным разделять вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) и выделять из их состава нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), чтобы улучшить конкуренцию на внутреннем рынке. Как заявил вчера заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин, такой ш

Активные разговоры о том, что с ВИНК нужно что-то делать, начались в мае, когда в ряде регионов возник дефицит бензина, а цены на него стали резко расти. Сразу в нескольких ведомствах, в частности, в Минэкономразвития и Минтопэнерго родилась идея вывести НПЗ из состава крупных нефтяных компаний. Ее авторы полагали, что таким образом удастся ограничить работу монополистов в розничном сегменте. Как предполагалось, это должно повысить прозрачность ценообразования на рынке топлива и конкуренцию, а в итоге избежать повторения кризисной ситуации с бензином.

Однако, как выяснилось, среди чиновников по этому вопросу царит ведомственный раздрай. По крайней мере, ФАС выдвинутая инициатива явно не нравится. Между тем цены на бензин продолжают расти. Только за последнюю неделю, по данным Росстата, они поднялись по стране на 0,3%. Проблема дефицита в некоторых регионах тоже никуда не делась. Во вторник, например, продажа бензина была приостановлена более чем на половине частных АЗС в Приморье. А там, где топливо есть, цена заправки увеличивается.

Как сказал «НИ» эксперт консалтинговой группы Дмитрий Трофимов, «вывод НПЗ из состава ВИНК, заблокированный ФАС, означает, что для решения проблемы с ростом цен на бензин и внедрения независимой нефтепереработки не сделано ничего». «Чиновники капитулировали перед могущественным нефтяным лобби», – делает вывод аналитик. Правда, г-н Голомолзин сообщил, что планируется «организационно обособить и не допускать торговлю в оптовом и розничном звене крупных компаний». Речь идет о вынашиваемой еще с 2009 года в ФАС идее разделить виды деятельности ВИНК в рамках холдингов, выделив в них оптовое и розничное звенья в отдельные юрлица. Однако, по мнению ряда экспертов, для решения бензиновой проблемы это едва ли будет иметь решающее значение.

Управляющий инвестиционным фондом Роман Беседовский заметил «НИ» по этому поводу: «Основная причина топливного кризиса заключается в дефиците мощностей НПЗ. Сейчас у нас все заводы работают на полную мощность, однако для удовлетворения сезонного спроса этого уже не хватает». Косвенно в поддержку этой версии свидетельствует то, что весенний бензиновый коллапс начался с того, что в Тыве закрылся на ремонт Ачинский НПЗ – основной в регионе поставщик автомобильного топлива, которое пришлось экстренно завозить из других областей. Одновременно по всей стране на ремонт оказались закрыты еще семь заводов. По оценкам экспертов, износ основных фондов в нефтепереработке достиг 80%, так что не ремонтировать НПЗ просто нельзя.

Анализ, проведенный в Минэнерго, говорит о том, что дефицит производства высокооктанового бензина будет продолжаться до 2015-го, а зимнего «дизеля» – до конца 2014 года включительно. Причина – фактический провал нефтяными компаниями (в том числе крупными, контролируемыми государством) собственных планов по модернизации производства бензина и солярки. Из успешно реализуемых проектов специалисты называют, в частности, реконструкцию Хабаровского НПЗ, принадлежащего НК «Альянс». Но такие примеры наперечет. В целом же по стране из обветшавших мощностей выжимается «все до последнего».

Была еще идея собрать под государственную опеку выведенные из состава ВИНК НПЗ с тем, чтобы провести их обновление. Но и она умерла, потому что на это нужны сотни миллионов, если не миллиарды долларов. Кроме того, как отметил г-н Беседовский, «идея отделения НПЗ от ВИНК была трудно осуществима, поскольку юридических рычагов, способных заставить корпорации расстаться с их собственностью, у государства нет».

"