Posted 22 июня 2011,, 20:00

Published 22 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:19

Updated 8 марта, 06:19

Бери больше

Бери больше

22 июня 2011, 20:00
Вчера комиссия Таможенного союза обсуждала возможность увеличения норм беспошлинного ввоза на самолетах физлицами товаров с 1,5 до 10 тыс. евро. Это вызвало обеспокоенность у главы Федеральной таможенной службы РФ Андрея Бельянинова. Он опасается, что подобное решение может привести к резкому увеличению «челночной» тор

Не так давно президент Дмитрий Медведев поручил правительству РФ сформулировать позицию российской стороны о возможном повышении нормы беспошлинного ввоза товаров физлицами через воздушные пункты пропуска. К тем, кто ездит по железной дороге, на автомобилях или пароходах, это не относится. Не идет речь и об изменении веса беспошлинно ввозимых товаров, норма – 50 кг. Однако таможенникам и этого хватило. Г-н Бельянинов убежден: действующие сейчас у нас правила – одни из наиболее либеральных. А дав людям возможность привозить из-за рубежа товаров на большую сумму, можно достичь негативного эффекта для отечественных производителей.

Как подчеркнул руководитель ФТС, 10 тыс. евро – сумма «очень серьезная», и если она будет узаконена, стоит ожидать увеличения объемов «челночной» торговли. По его мнению, сегодня этот вид бизнеса давно превратился «в способ доставки огромных товарных партий» как на территорию РФ, так и на территорию всех трех стран Таможенного союза. «Более либеральной планки, чем 1,5 тыс. евро на человека, нет», – сказал как отрезал г-н Бельянинов.

Чтобы понять, о чем беспокоится ФТС, неплохо бы знать, что везут наши граждане из-за границы. В конце марта сами таможенники составили общий отчет за 2010 год, в котором на первом месте стоят средства наземного транспорта. Их было ввезено на сумму 1,462 млрд. долларов. Львиную долю в ней (1,46 млрд.) составили легковые автомобили, которых было оформлено 118,3 тыс. штук. Далее идут суда, лодки, другие плавучие средства (46,3 млн. долларов) и мебель (20,7 млн.). В то, что все это летит к нам самолетами, как-то не верится. А вот суммы, приходящиеся на готовые текстильные изделия (13,8 млн. долларов) и текстильную одежду (12,7 млн.), гораздо меньшие, видимо, как раз и характеризуют основную массу товаров, которые привозят авиапутешественники. Есть, правда, еще технологическое оборудование (6,6 млн. долларов) и электрооборудование (6,1 млн.), но это вряд ли по воздуху. Зато фрукты и орехи (4,8 млн.) – очень может быть. В целом же поступления в федеральный бюджет России за счет таможенных платежей физических лиц в прошлом году достигли 23,9 млрд. руб., что в два раза больше, чем годом ранее. Если норма ввоза будет увеличена, она, конечно, уменьшится, в этом, видимо, и стоит искать главную причину беспокойства ФТС.

Как пояснил «НИ» аналитик крупной аудиторской компании Александр Шток, повышение ввозного лимита по сумме товаров личного пользования – это очередной этап становления ТС. По его словам, столь существенное повышение лимита практически снимет все препятствия для перемещения этих товаров. Эксперт согласен: изменение нормы может негативно отразиться на отдельных производствах, «например, на легкой промышленности, поскольку под видом товаров личного пользования может провозиться товар для мелкооптовой и розничной продажи». «Однако в данном случае за соблюдением закона должны следить сами таможенники, которые при досмотре решают, относится ли товар к категории «для личного пользования» или нет», – подчеркнул г-н Шток.

По словам профессора кафедры торговой политики Высшей школы экономики Алексея Портанского, об увеличении нормы беспошлинного ввоза говорилось уже давно. «Для нашей страны эта мера хорошая: у нас масса людей занимается этим бизнесом, так что для них это послабление, – сказал «НИ» эксперт. – Однако в данном случае всегда будет существовать проблема поиска баланса: сколько можно ввозить, чтобы были учтены и интересы нашей легкой промышленности. Это вопрос дискуссионный, поскольку, какое бы решение ни было бы принято, кто-то все равно будет страдать».

"