Posted 22 июня 2009,, 20:00

Published 22 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:19

Updated 8 марта, 07:19

Ремесло контрабанды

Ремесло контрабанды

22 июня 2009, 20:00
В МВД РФ сообщили, что пресекли поставку контрабандных товаров из Китая на сумму около 1 млрд. руб., предназначенных для Черкизовского и других рынков Москвы. Чуть ранее сообщалось, что уничтожение 22 контейнеров с контрабандной одежды, изъятых со складов на той же Черкизовке, может обойтись бюджету столицы не менее че

Разговоры о закрытии крупнейшей барахолки страны – Черкизовского рынка – ведутся не первый год. В 2007 году Юрий Лужков первый раз официально подписал ему смертный приговор, распорядившись снести рынок до конца года и объявив, что на его месте будет построен жилой комплекс. Но демонтаж по сей день так и не начат. Теперь официально объявлено, что закрытие планируется в 2011 году, а на месте рынка будут строить не жилые дома, а торговый и строительный комплексы, а также парк.

За мощной информационной кампанией, направленной не столько против Черкизовского рынка, сколько против влиятельных фигур, имеющих к нему отношение, как-то никто не заметил множество таких же сомнительных барахолок, процветающих по всей стране. Только за 2008 год из России в КНР было перечислено 4,3 млрд. долларов, причем, по мнению специалистов, все эти перечисления связаны с расчетами именно за товары, ввозимые контрабандно.Тем не менее пресечь зло не в состоянии ни столичные, ни федеральные власти. Специалисты помимо административных и прочих причин видят в этом и социально-экономическую предпосылку. Как за барахолки, так и за китайский контрабандный ширпотреб голосует ногами и рублем наш потребитель. Через это злачное место проходят миллионы розничных и оптовых покупателей со всей России, особенно сейчас, в кризис.

«Точка продажи – это конечное звено в контрабандной цепочке, – рассказала «НИ» замдиректора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. – А почему везется контрабанда? Потому что 45% населения России предъявляют спрос на эту продукцию, не имея денег на покупку более дорогих товаров. В советское время барахолку в Одессе, где продавали контрабанду, привезенную моряками из-за границы, разгоняли миллион раз. Но все было бесполезно, пока существовал дефицит товара. Исчез дефицит – исчезла сама по себе барахолка. Вспомним: в 1995–1996 годах вся Россия ходила по рынкам, но, как только у людей появились деньги, народ оттуда ушел за покупками в более комфортные места, то есть в магазины. Сегодня на Черкизовском рынке находят друг друга спрос и предложение. Если мы хотим сломать эту конфигурацию, мы должны решить: можем ли мы на нашей территории, на наших предприятиях, на легальной основе со всеми налогами выпускать товары по такой же цене? Могу вам сказать, что нет. Даже если в стране появятся сегодня «незаконопослушные» производители, какими были цеховики времен последнего этапа советского периода, все равно их продукция будет существенно дороже, чем в Китае».

Вообще таких возможностей производить товары классом ниже среднего по столь дешевым ценам, как это делает Китай, сегодня нет ни у одного государства мира. Специалисты уже назвали это «китайской ловушкой». Только другие государства выстраивают законодательные схемы, позволяющие добиться того, чтобы к ним из КНР поступал дешевый товар достаточно высокого качества. Например, в Америке и Европе китайская продукция считается недорогой, но вполне хорошей, поскольку там этот бизнес выстраивался изначально как производительный, а не челночный, как в России. В странах ЕС и США, принимающих на своих рынках дешевые китайские товары на законных основаниях, работают таможенные, санитарные, технологические и прочие фильтры еще на этапе производства.

«Если мы хотим одеть народ в приличную одежду по дешевым ценам, – считает Лилия Овчарова, – то, с одной стороны, нужно повышать уровень доходов тем 45%, что идут на рынок, а с другой – всесторонне легализовать, вгонять в цивилизованные рамки торговлю нормальным товаром, производимым в Китае». У нас же, отмечают многие специалисты, идет борьба не с причиной, а со следствием, чем пользуются и владельцы скандальных рынков, и многочисленные чиновники, делающие состояния на контрабанде.

"