Posted 22 июня 2004,, 20:00

Published 22 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Без «иглы» будет больно

Без «иглы» будет больно

22 июня 2004, 20:00
За последние два дня нефть различных марок потеряла в цене на мировых биржах от 1 до 3%. Российские чиновники забили тревогу: по оценкам Минэкономразвития, дешевая нефть приведет к падению темпов экономического роста уже во втором полугодии.

Цены на нефть сошли с рекордных отметок еще в начале июня, когда ОПЕК приняла долгожданное решение об увеличении квот на добычу «черного золота» на 2 млн. баррелей в день. С 1 августа квоты повысятся еще на 500 тыс. баррелей. Снижение стоимости происходит практически по всем сортам: марка Urals подешевела с начала июня на 18,5%, а в среднем цена на нефть упала на 15–20%.

Политическая конъюнктура может лишь ненадолго изменить ситуацию. Так случилось на прошлой неделе, когда из-за захвата британских судов в Иране и забастовки нефтяников в Норвегии рынок недополучал около 2 млн. баррелей в сутки, в результате чего цены временно поднялись. Однако тенденцию переломить практически невозможно.

По мнению специалистов, сейчас все складывается так, что надеяться на подорожание нефти не приходится. Как пояснил «Новым Известиям» эксперт «Финмаркета» Андрей Лусников, летом спрос на «черное золото» заметно ослабевает – горючее нужнее в холодные месяцы года. Также, по его словам, путаницы может добавить введение в действие новых правил транспортировки нефти с 1 июля. «У стран-импортеров есть опасения, что на первых порах это новшество вызовет сложности с доставкой нефти, поэтому они запасаются ею заранее. Если опасения не оправдаются, то у этих стран в начале июля будет избыток топлива, и они значительно сократят его закупку, что, соответственно, снизит стоимость нефти», – считает эксперт.

Впрочем, основной фактор, который будет делать погоду на рынке, – это поведение нефтедобывающих стран. Как сказал «НИ» эксперт Центра развития Сергей Пухов, недавнее заявление Саудовской Аравии о готовности существенно увеличить добычу до 12 или даже до 13 млн. баррелей неизбежно приведет к удешевлению «черного золота». Другой вопрос – как сильно может упасть стоимость нефти. «Это будет зависеть от того, насколько те или иные цены устраивают как производителей, так и потребителей», – считает Сергей Пухов, поэтому, по его словам, назвать точную цифру пока нельзя.

Между тем Минэкономразвития уже попыталось это сделать. Как заявил директор департамента макроэкономического развития МЭРТ Андрей Клепач, стоимость нефти упадет до 26 долларов за баррель. «Скорее всего, он имел в виду цену на российскую марку Urals», – предполагает Сергей Пухов, основываясь на том, что в свое время Россия признала приемлемым для нее ценовой уровень от 22 до 28 долларов, а оптимальным – 25. Однако в этот раз ожидаемый «оптимум» вызывает у чиновника беспокойство. По его словам, исходя из такой стоимости, МЭРТ прогнозирует снижение темпов экономического роста во втором полугодии. «Если по итогам пяти месяцев рост ВВП составил 7,3%, то по итогам года этот показатель ожидается в пределах 6,4–6,6%», – предупредил г-н Клепач.

Угроза существенного замедления экономического развития вполне реальна, ведь в нефтяном секторе производится около 20% ВВП, а с изменением ценовой конъюнктуры в отрицательную сторону поток финансовых ресурсов в страну резко сократится.

Правда, эксперты считают, что для экономического роста страны опаснее даже не само по себе падение мировых цен на нефть, а снижение экспортного потенциала, которое вызовут низкие цены. По словам Сергея Пухова, во втором полугодии прошлого года объемы экспортируемой нефти резко возросли, однако для того, чтобы и дальше поддержать их на этом уровне, необходимо увеличивать добычу. А это требует огромных инвестиций со стороны как частных компаний, так и государства. Но в связи с тем, что выручка от продажи нефти у компаний заметно сократится, денег для вложения в разведку и разработку новых месторождений у них будет существенно меньше.


Нефть ОПЕК дешевеет

"