Posted 22 мая 2013,, 20:00

Published 22 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:14

Updated 8 марта, 05:14

Война и бизнес

22 мая 2013, 20:00
Попытка достичь мира в Сирии может окончиться неудачей не из-за несговорчивости противостоящих сторон в тянущейся третий год гражданской войне, а по причине отсутствия единства среди противников Башара Асада. К идеологическим разногласиям в пестрых рядах сирийских оппозиционеров с недавних пор добавились и экономически
Сюжет
Деньги

О проведении международной конференции по Сирии, в которой примут участие обе стороны кровавого конфликта, Джон Керри и Сергей Лавров договорились во время недавней встречи в Москве. Предположительно она состоится в июне. Точный состав участников мирных переговоров пока не определен (например, еще непонятно, будет ли в них участвовать Иран, который, как известно, прямо поддерживает Асада). Однако есть одно принципиальное условие, поддерживаемое и Россией, и США, и ООН: сирийская оппозиция должна быть представлена единой делегацией. Между тем недавние события показывают, что договориться об общем, едином для всех разрозненных группировок противников Асада составе переговорщиков будет непросто, если вообще возможно.

Несколько дней назад сирийские правительственные войска перешли в наступление и взяли стратегически важный город Эль-Кусейр. Его захват дал возможность силам Асада соединить несколько анклавов, находящихся под его контролем. Организовать контрнаступление на Кусейр правительственной армии позволило затишье на северном фронте, где важную роль играют отряды тесно связанной с «Аль-Каидой» группировки «Джабхат аль-Нусра». Странное затишье на северном направлении дало основание сравнить ситуацию со спячкой. Однако влиятельная британская газета The Guardian сообщила о том, что спячкой здесь и не пахнет: просто «аль-Нусра» военному фронту предпочла коммерческий. Газета приводит факты того, что исламисты активно включились в торговлю нефтью. В результате вооруженные формирования «аль-Нусры» либо вообще прекратили борьбу, либо заключили локальные перемирия с отдельными формированиями сторонников Асада.

Можно было бы, конечно, посчитать эту публикацию всего лишь попыткой дискредитировать одного из возможных участников переговоров (такие предположения, кстати, появились на некоторых арабских интернет-форумах). Но факты свидетельствуют в пользу британских журналистов.

В апреле Евросоюз, желая материально помочь оппозиции, отменил эмбарго на покупку европейскими компаниями сирийской нефти. Брюссель отменил запрет по той причине, что большая часть месторождений сирийской нефти находится в провинциях Дейр Эззор, Аль-Хасака и Аль-Рагга, контролируемых оппозицией. Сирия никогда не относилась к числу лидеров по добыче «черного золота», однако до гражданской войны нефтяные скважины в стране давали около 400 тыс. баррелей в сутки. За последние два года добыча нефти сократилась втрое – до 130 тыс. баррелей. И вот с начала мая из Сирии поступают сообщения о том, что за нефть разгорелась ожесточенная борьба. Причем не оппозиции с правительственными войсками, а разных оппозиционных групп между собой.

Первоначально поступали сообщения о боях между курдскими боевиками и арабскими племенными формированиями, состоящими из мусульман-суннитов. Потом в столкновения включилась «аль-Нусра». Ее силы отняли нефтяные месторождения у суннитских племен и курдов и сейчас вместо войны с правительственными войсками неплохо зарабатывают на торговле «черным золотом». В их руках – значительная часть самодельных нефтеочистительных установок и транзитный путь, по которому нефть возят в Турцию. Мало того, когда необходимо отправить цистерны с нефтью, бензином или дизельным топливом к средиземноморскому побережью, «аль-Нусра» даже заключает локальные перемирия с правящим режимом, чтобы военные пропускали машины. На днях представители Верховного военного совета (умеренной части оппозиции) заявили о готовности взять под свою защиту нефтепромыслы на севере. Все это чревато если не серьезной междоусобицей среди противников Асада, то по крайней мере тем, что правительственные силы в Сирии окажутся в выигрышном положении на переговорах. Ведь они-то сохраняют единство. Как заметил «НИ» востоковед Георгий Мирский, «в окружении Асада понимают, что из нынешней ситуации они выберутся или все вместе, или все вместе погибнут».

"