Posted 22 мая 2013,, 20:00

Published 22 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:14

Updated 8 марта, 05:14

В Арктику – на иномарках

В Арктику – на иномарках

22 мая 2013, 20:00
До 2030 года Россия должна построить огромную флотилию – до двух тысяч судов, 80% которых придется на объекты, которые будут использованы для вывоза углеводородов с российского шельфа в Заполярье. Стоимость амбициозной затеи – 2,3 трлн. руб. С таким заявлением выступил вчера глава Минпромторга Денис Мантуров. Однако кт
Сюжет
Деньги

Напомним, что освоение скрытых под арктическими льдами энергетических ресурсов, составляющих четверть мировых запасов, было названо Кремлем «генеральным направлением» развития России. К выполнению заказа на строительство кораблей, а также разведочных и добычных платформ, судов сейсморазведки рвется Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), на долю которой сейчас приходится до двух третей гражданского судостроения в РФ. Тем более что не далее как во вторник на совещании по развитию ОСК в Сочи Владимир Путин назвал недопустимым необоснованное размещение заказов на зарубежных верфях и потребовал отдавать приоритет отечественным судостроителям. По его словам, отечественные верфи способны создавать конкурентоспособную, востребованную продукцию.

Однако руководство Минпромторга имеет на этот счет другое мнение. Дело в том, что компания, где сосредоточено 70% российских судостроительных мощностей, имеет все предпосылки с поставленной задачей не справиться. В настоящее время в общем объеме мирового гражданского транспортного судостроения на долю Россию приходится лишь 1,3% от общего числа судов. За последние 10 лет отечественные судовладельцы более 90% новых судов заказали и строили на зарубежных верфях.

В Минпромторге полагают, что отечественная промышленность не готова к такому масштабному арктическому вызову, и предлагают оставить за ОСК только оборонные заказы. Глава ведомства Денис Мантуров напомнил, что корпорация и без того просрочила исполнение порядка 30% объема заказов Минобороны и справиться с задачей строительства огромной флотилии для освоения Севера она практически не в состоянии. В связи с указанными обстоятельствами чиновник считает целесообразным привлечь к проекту зарубежных разработчиков.

«Скорее всего, строительство судов и платформ для освоения Заполярья будет передано иностранным корабелам, имеющим соответствующий опыт, в частности, финским, немецким», – заявил «НИ» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. У России же сейчас нет технологий, которые позволили бы не только строить суда, но и выкачивать нефть и газ подо льдами, добавил эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

«Арктическая гонка» обойдется стране в триллионы рублей, перед ней меркнут «стройки века» вроде БАМа. Самостоятельно решить задачу освоения Севера с целью добычи ресурсов региона Россия не в состоянии, требуется международная кооперация. Но даже если необходимые средства будут найдены, никто не может дать гарантии, что построенная «арктическая армада» не будет поставлена в итоге на прикол, отмечают эксперты. Если ожидаемый мировой экономический кризис приведет к резкому падению цен на энергоресурсы, то добывать их в неимоверно сложных условиях Севера и вывозить оттуда станет попросту невыгодно.

"