Рус
Eng
В Арктику – на иномарках

В Арктику – на иномарках

23 мая 2013, 00:00
Экономика
СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ
До 2030 года Россия должна построить огромную флотилию – до двух тысяч судов, 80% которых придется на объекты, которые будут использованы для вывоза углеводородов с российского шельфа в Заполярье. Стоимость амбициозной затеи – 2,3 трлн. руб. С таким заявлением выступил вчера глава Минпромторга Денис Мантуров. Однако кт

Напомним, что освоение скрытых под арктическими льдами энергетических ресурсов, составляющих четверть мировых запасов, было названо Кремлем «генеральным направлением» развития России. К выполнению заказа на строительство кораблей, а также разведочных и добычных платформ, судов сейсморазведки рвется Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), на долю которой сейчас приходится до двух третей гражданского судостроения в РФ. Тем более что не далее как во вторник на совещании по развитию ОСК в Сочи Владимир Путин назвал недопустимым необоснованное размещение заказов на зарубежных верфях и потребовал отдавать приоритет отечественным судостроителям. По его словам, отечественные верфи способны создавать конкурентоспособную, востребованную продукцию.

Однако руководство Минпромторга имеет на этот счет другое мнение. Дело в том, что компания, где сосредоточено 70% российских судостроительных мощностей, имеет все предпосылки с поставленной задачей не справиться. В настоящее время в общем объеме мирового гражданского транспортного судостроения на долю Россию приходится лишь 1,3% от общего числа судов. За последние 10 лет отечественные судовладельцы более 90% новых судов заказали и строили на зарубежных верфях.

В Минпромторге полагают, что отечественная промышленность не готова к такому масштабному арктическому вызову, и предлагают оставить за ОСК только оборонные заказы. Глава ведомства Денис Мантуров напомнил, что корпорация и без того просрочила исполнение порядка 30% объема заказов Минобороны и справиться с задачей строительства огромной флотилии для освоения Севера она практически не в состоянии. В связи с указанными обстоятельствами чиновник считает целесообразным привлечь к проекту зарубежных разработчиков.

«Скорее всего, строительство судов и платформ для освоения Заполярья будет передано иностранным корабелам, имеющим соответствующий опыт, в частности, финским, немецким», – заявил «НИ» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. У России же сейчас нет технологий, которые позволили бы не только строить суда, но и выкачивать нефть и газ подо льдами, добавил эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

«Арктическая гонка» обойдется стране в триллионы рублей, перед ней меркнут «стройки века» вроде БАМа. Самостоятельно решить задачу освоения Севера с целью добычи ресурсов региона Россия не в состоянии, требуется международная кооперация. Но даже если необходимые средства будут найдены, никто не может дать гарантии, что построенная «арктическая армада» не будет поставлена в итоге на прикол, отмечают эксперты. Если ожидаемый мировой экономический кризис приведет к резкому падению цен на энергоресурсы, то добывать их в неимоверно сложных условиях Севера и вывозить оттуда станет попросту невыгодно.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter