Posted 22 марта 2016,, 21:00

Published 22 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:10

Updated 8 марта, 03:10

Жизнь в розницу

22 марта 2016, 21:00
Оборот розничной торговли в России в январе-феврале текущего года уменьшился на 6,6% – до 4,212 трлн. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В феврале соответственно падение составило 5,9%, в денежном выражении – до 2,086 трлн. рублей. Эти данные содержатся в оперативном докладе Росстата. Эксперты сч

Свежие данные Росстата показывают, что темпы падения торгового оборота в прошлом месяце в годовом выражении замедлились – по сравнению с показателем января, когда «минус» составлял 7,3%. До этого падение продаж било антирекорды каждый месяц, начиная с сентября. Так, в декабре 2015 года ритейл «сжался» на 15,3%.

Впрочем, розничные продажи в месячном выражении в феврале сохранили отрицательную динамику – оборот снизился на 2,5%. При этом, как следует из материалов Росстата, в прошлом месяце оборот розничной торговли на 92,7% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями. Доля эксклюзивных розничных рынков и ярмарок составила 7,3%.

В структуре оборота февральской розницы удельный вес пищевых продуктов (включая спиртные напитки и табачные изделия) составил 50,1%; доля непродовольственных товаров – 49,9% (для сравнения: в феврале 2015-го – 49,3% и 50,7% соответственно).

Чем же вызвано падение оборотов ритейла? Для ответа на этот вопрос аналитики Высшей школы экономики (ВШЭ) провели специальное исследование. Из него следует, что одно из самых серьезных препятствий в развитии розничной торговли на сегодня – это переход в кризис домашних хозяйств на «избирательно-сберегательную модель» текущего потребления. Так, 54% опрошенных сотрудниками ВШЭ предпринимателей отметили недостаточный платежеспособный спрос. В наибольшей степени он «провис» в непродовольственном ритейле. Об этом сообщили 57% респондентов. «Все ключевые показатели торговли, такие как заказы, объем продаж, товарооборот, ухудшились; а интенсивность сокращения кадров превзошла показатели кризисного 2009 года», – сообщили авторы обзора.

Кроме того, эксперты ВШЭ придерживаются мнения, что и в течение нынешнего и следующего годов положение дел вряд ли исправится, так как деловая активность в ритейле будет тормозиться еще сильнее. Неудивительно, что в целях экономического выживания менеджеры торговых сетей продолжают вынужденно сужать ассортимент, одновременно поднимая отпускные цены.

Комментируя ситуацию «НИ», директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев обратил внимание на то, что государство на протяжении почти двух лет антикризисных действий так и не выработало четкой программы, каким образом оно должно поддерживать покупательский спрос населения или по крайней мере стараться его не снижать. «Ни для кого не секрет, какие это меры: индексировать пенсии, не уменьшать социальные выплаты. Между тем известно, какие острые дискуссии по этой тематике беспрестанно идут в правительстве между его финансово-экономическим блоком и социальным», – констатирует эксперт.

При этом он допускает, что правительству придется социальные расходы корректировать в сторону понижения в самое ближайшее время – что, как опасается собеседник «НИ», еще больше снизит покупательную способность населения и негативно отразится на оборотах розничной торговли.

"