Posted 22 марта 2010,, 21:00

Published 22 марта 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:56

Updated 8 марта, 06:56

Осторожно: двери открываются!

22 марта 2010, 21:00
Отечественных автолюбителей, похоже, ожидает приятный сюрприз от Минэкономразвития: как сообщил источник в министерстве, оно предлагает снизить таможенные пошлины на ввоз в страну новых иномарок. Впрочем, радоваться еще рано: подобные планы уже подверглись резкой критике со стороны Минпромторга – главного защитника рос

Ныне действующие заградительные пошлины, составляющие 30% от стоимости ввозимого автомобиля, были введены в январе 2009 года. Предполагалось, что подобная антикризисная мера должна помочь российским производителям справиться с падением спроса. В правительстве изначально оговаривали, что повышение ввозных пошлин – явление временное, как только рынок придет в себя, это решение будет отменено. И, похоже, по мнению чиновников из Минэкономразвития, такой момент настал.

Не прошло и двух лет, как в ведомстве, кажется, поняли: в ценовом отношении новые иномарки не являются конкурентами автомобилей, выпускаемых в России. Причем речь идет не только о продукции отечественных предприятий, но и о моделях иностранных брендов. Так, по данным министерства, средняя цена российского автомобиля составляет 7,4 тыс. долларов, иномарки отечественной сборки обходятся в 13,8 тыс. «зеленых», а вот чистый импорт тянет в среднем на 21,2 тыс. К тому же, опомнились чиновники, высокие пошлины могут привести к техническому застою и злоупотреблениям монопольным положением со стороны российских компаний. Кроме того, существующие протекционистские меры вызывают недовольство со стороны Евросоюза. Против их отмены вряд ли будут возражать и налоговики – резкий спад продаж сильно ударил по их сборам. А если авторынок таким образом простимулировать, казна получит весомые дополнительные поступления.

Однако, несмотря на подобные аргументы, инициатива Минэкономразвития тут же получила негативную рецензию со стороны Минпромторга, где уверены, что в сложившейся экономической ситуации российские предприятия по-прежнему нуждаются в защите, поэтому разговоры о снижении ставок в ближайшие пять лет совершенно неуместны. Такого же мнения придерживаются и в Объединении автопроизводителей России.

И хотя там согласны, что действующие пошлины должны сохраняться не более двух-трех лет, немедленное снижение ввозных ставок, по мнению заместителя исполнительного директора этой организации Алексея Сереженкина, приведет к возникновению дополнительных трудностей у отечественных автогигантов. «В нашей стране производится сборка машин многих ведущих мировых брендов, – заявил он «НИ», – и эти автомобили являются прямыми конкурентами новых ввозимых иномарок. Поэтому снижение пошлин приведет к тому, что рынок распределится в пользу импорта».

Руководитель группы по обслуживанию предприятий автопрома Ernst and Young Иван Бончев согласен: низкие пошлины приведут к притоку импорта, что создаст серьезную конкуренцию отечественному производителю, но трагедии в этом он не видит. «Аргументы, представленные Минэкономразвития, вполне логичны, однако не стоит забывать, что высокие ставки – это не только защитная мера, но и способ простимулировать отечественную сборку иностранных автомобилей, – пояснил «НИ» специалист. – Но, с другой стороны, в России производится ограниченное количество моделей иномарок, поэтому без импорта все равно не обойтись. Так что чиновникам стоит задуматься об альтернативных механизмах ценовой дискриминации, поддерживающих отечественного производителя».

Другие эксперты уверяют: снижение таможенных пошлин может быть выгодно не только иностранным автоконцернам, но и российским компаниям. «Теоретически подобное решение может дать стимул продажам всех автомобилей без исключения, – рассуждает ведущий эксперт управляющей компании Дмитрий Баранов. – Потенциальные покупатели пойдут в салоны и даже если не смогут приобрести новую иномарку, то остановятся на чем-то другом, например, на автомобиле отечественной сборки, ведь покупка машины по-прежнему во многом эмоциональное решение».

К тому же более низкие ввозные ставки, по мнению г-на Баранова, должны заставить российских производителей повысить качество выпускаемой ими продукции, которое уже в течение многих лет вызывает множество нареканий. Однако в Объединении автопроизводителей России дают понять, что надеяться на это не стоит. Там исходят из того, что на каждый товар найдется свой купец, и если потребители, готовые приобрести автомобиль за 600–700 тыс. руб., даже не посмотрят в сторону отечественных машин, то менее состоятельным покупателям все равно придется выбирать подходящий вариант среди российской продукции вне зависимости от ее качества.

"