Posted 22 марта 2009,, 21:00

Published 22 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:38

Updated 8 марта, 07:38

Предчувствие дефицита

Предчувствие дефицита

22 марта 2009, 21:00
Государство не станет фиксировать цены на товары первой необходимости, но будет на них «влиять», заявил в субботу вице-премьер Игорь Шувалов. Речь снова идет об установлении неких предельных торговых наценок. И советский, и российский опыт показал: подобные шаги всегда приводят к дефициту товаров и их подорожанию.

В конце прошлой недели правительство изложило новую антикризисную программу. Она включает семь пунктов: выполнение всех обязательств по «социалке», переход от нефтяной экономики к инновационной, поддержка эффективных производств, стимулирование внутреннего спроса, снижение административных барьеров для бизнеса и борьба с коррупцией, поддержка банковской системы, а также обеспечение экономической стабильности. На все это выделено около 2 трлн. руб. Кроме того, чиновники подтвердили, что помогут деньгами только госкомпаниям, но не представителям крупного бизнеса.

Независимые эксперты скептически оценивают антикризисный план. Во-первых, программа, по большому счету, повторяет все заявления, которые чиновники произносят последние несколько лет. Во-вторых, удивляет заявление вице-премьера Игоря Шувалова о том, что правительство вновь попытается регулировать цены на социально значимые товары – хлеб, молоко, крупы, макароны, лекарства.

С одной стороны, действительно, по оценкам Института комплексных стратегических исследований, в России инфляция для бедных на несколько процентных пунктов выше средней именно из-за удорожания этих товаров. Так, за февраль цены в среднем выросли на 1,7%, а медикаменты подорожали на 5,2%, плодоовощная продукция – на 4,9%, рыба и морепродукты – на 3,3%. С другой же стороны, и советский, и недавний российский опыт наглядно показал: любая «заморозка» цен ведет к дефициту. В конце 2007 года Белый дом решил повторить эксперимент на ограниченном круге товаров на несколько месяцев. Это привело к тому, что после «разморозки» в мае 2008-го цены увеличились скачком. Вдобавок во многих регионах продуктов по «замороженным» ценам было не достать – их стало невыгодно производить. Например, малые партии дешевых буханок сразу же улетали с прилавков. Зато цены остальных сортов ползли вверх с еще большей скоростью, чтобы компенсировать пекарям их убытки на «социальном» хлебе. Ровно год назад в Приморском крае буханка самого ходового хлеба «Подольский» за несколько дней подорожала с 20 до 27 руб.

Правда, на этот раз чиновники обещают ничего не «замораживать», а лишь установить предельные наценки в процентах. Проще говоря, булочная сможет продавать хлеб не более чем на, условно говоря, 10% больше отпускной цены пекарни. «У нас уже действуют предельные наценки при продаже лекарств. И, как мы видим, это не мешает медикаментам быстро дорожать. Проблема в том, что большинство препаратов импортируются либо производятся из зарубежного сырья, которое растет в цене», – пояснил «НИ» научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Поскольку не только лекарства, но и продовольствие тоже в значительной степени импортное, то, по его мнению, предельная наценка сможет лишь чуть-чуть замедлить удорожание товаров первой необходимости.

Кстати, экономисты вспоминают, что в начале 90-х в России также действовали подобные ограничения на торговую наценку, однако инфляция снизилась только после их отмены. «Для реального снижения цен надо бороться с монополизмом. Как правило, за крупными торговыми сетями, устанавливающими монопольно высокие цены, в регионах стоят определенные группировки во власти. Вот с ними и надо бороться», – считает г-н Гонтмахер.

"