Posted 23 января 2019,, 17:23

Published 23 января 2019,, 17:23

Modified 7 марта, 16:27

Updated 7 марта, 16:27

В Давос на самом деле мечтают приехать все олигархи, но не всех зовут

В Давос на самом деле мечтают приехать все олигархи, но не всех зовут

23 января 2019, 17:23
Фото: Vesti.Ru
Журналист Семен Новопрудский, комментируя отказ предпринимателя Олега Дерипаски ехать на Всемирный экономический форум в швейцарском Давосе, говорит, что на самом деле все крупные предприниматели очень хотят там бывать. Для них это показатель статуса, более весомый чем яхта, хотя Давос решает всё меньше проблем.

"Там будет Виктор Вексельберг, второй самый знаменитый в мире теперь российский олигарх, -говорит Семен Новопрудский в эфире радио "Свобода". - Два олигарха, против которых ввели санкции, они стали с точки зрения мировой известности такими олигархами-диссидентами.

Вообще говоря, все российские крупные предприниматели очень хотят туда поехать, потому что для них это показатель статуса. Это даже круче, чем своя яхта, что называется. Им очень важно, чтобы на этом форуме они были. Потому что для них это действительно показатель того, что они с российским государством, потому что в России в отличие от некоторых других стран, где предприниматели могут приезжать в частном качестве, не спрашивая разрешения у правительств, любой крупный олигарх приезжает только с согласия власти.

Я думаю, что Дерипаска в силу его положения, если учесть, что государство спасает его предприятия и очень активно за него вступалось, в том числе в случае с Давосом, я думаю, что он, что называется, отпросился. Действительно он переживает не самый лучший период в своей жизни. Он, по крайней мере, формально отдал контроль над своей алюминиевой империей, потому что это условие снятия санкций с него лично и с компаний, которые привели к обвальному падению акций. В России вряд ли сейчас есть принуждение к Давосу. Кроме того, понятно, что его присутствие не добавляет никаких вистов российской делегации ни в политической, ни в экономической части.

Российской делегации нет никакого резона с политической точки зрения его заставлять мелькать. Потому что Дерипаска в каком-то смысле является сейчас главным раздражителем для США. Правда, как известно, политическая часть американской делегации в Давосе тоже в этот раз сильно отсутствует.

Так или иначе, Всемирный экономический форум – это показатель того, что люди, которые там присутствуют, включены в некоторый миропорядок, там серьезные люди обсуждают серьезные вопросы в неформальной обстановке. То есть на самом деле это глобальная вечеринка политиков, иногда деятелей культуры, иногда бизнесменов. Это такая вечеринка политических и социально-культурных элит, на которой в одной из самых приятных для отдыха стран мира продолжаются, с одной стороны, новогодние каникулы у людей, а с другой стороны – действительно обсуждаются важные вопросы развития человечества в неформальной обстановке. В этом смысле мелькать там достаточно важно. Другое дело, как потом все это преломляется в российской жизни и в бизнесе этих людей. Допустим, 10 или 15 лет назад присутствие российских олигархов на этом форуме могло помочь им так или иначе получить какой-то доступ, например, к активам за пределами России, но в последние годы российская внешняя политика просто обессмыслила присутствие российских олигархов.

Получить в Давосе им теперь реально нечего, потому что российский бизнес свои интересы уже через Всемирный экономический форум продвигать вряд ли может. Так или иначе понятно, что крупный российский бизнес давно ассоциируется в мире с государством. Когда говорят, что там только два члена кабинета министров – это два министра, но все олигархи связаны с государством напрямую. То, что возглавляет государство министр – это невероятно низкий уровень того, кто возглавляет делегацию. Чаще всего делегация возглавляется премьер-министром действующим. Дмитрий Анатольевич Медведев недаром защищал от санкций всевозможных российских олигархов, потому что привык туда ездить. Но Россия, по крайней мере в том смысле, в котором она участвовала в Давосе до 2014 года, там явно скоро еще участвовать не будет. Для России это теперь уже точно не дипломатическая площадка и не бизнес-площадка в том смысле, какой она была даже еще пять, тем более 10 лет назад.

Сейчас даже представить себе российскую сессию невозможно - просто слушать никто не будет, потому что России нечего сказать, от России ничего не ждут. Россия перестала быть страной, которая что-то сообщает миру по обычной повестке разговоров на Давосском форуме. Допустим, какая-нибудь глобальная экологическая инициатива из уст России или какая-нибудь экономическая инициатива из уст России 5 или 7 лет назад звучала. Довольно большая страна с относительно большим ВВП, часть мирового сообщества, что-то предлагает. Сейчас Россия себя поставила так, что по большому счету никто ее не будет слушать, потому что – что это за страна, которая так или иначе ведет санкционную войну со Штатами, рассорилась с западным миром и имеет не очень понятные отношения с миром восточным - и кому она что-то рассказывает?

В итоге и сам Давос перестал быть, по крайней мере на какое-то время, площадкой, где мировые лидеры могут обсуждать мировые проблемы. И таких форматов, где люди могут переговорить друг с другом о судьбах мира, в том числе ведущие политики, становится все меньше".

"