Posted 22 января 2012,, 20:00

Published 22 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:55

Updated 8 марта, 05:55

«Южный поток» может иссякнуть

22 января 2012, 20:00
Несмотря на поступающие с обеих сторон сообщения о «тупиковости» газовых переговоров, Москва и Киев продолжают энергичный торг по поводу газотранспортной системы (ГТС) Украины, играя на нервах друг друга. Так, в минувшую пятницу по итогам совещания в «Газпроме» глава корпорации Алексей Миллер сообщил, что уже в феврале

Напомним, что состоявшаяся 17 января российско-украинская газовая встреча завершилась безрезультатно. Однако одновременно в СМИ просочилась информация, что причиной срыва переговоров стало предложение российского монополиста расплатиться за долю в украинской ГТС не деньгами, а пакетом акций «Газпрома» в размере 3,6%. Практически тут же минэнерго Украины путем аналогичного «слива» в СМИ озвучило свою цену – 20 млрд. долларов за половину акций «Нафтогаза». При текущей капитализации «Газпрома», составляющей 4,3 трлн. руб., если верить документу, распространенному в российской прессе, получается, что отечественный монополист хочет получить затребованные им 50% акций «Нафтогаза» за 4 млрд. долларов. Ровно эта сумма была названа ранее Алексеем Миллером, который возмутился тем, что украинцы требуют за свою ГТС, нуждающуюся в огромных инвестициях, сумму, в пять раз большую.

В минувшую пятницу в «Газпроме» прошло совещание, посвященное ускорению ввода в строй «Южного потока». И то, что на нем прозвучали заявления об опережающих графиках строительства, очевидно, также было адресовано прежде всего Киеву. Однако у экспертов нет уверенности, что южный трубопровод в отличие от «Северного потока», вообще будет введен в строй вопреки бодрой риторике российского монополиста. Экономические проблемы Евросоюза и наметившаяся там рецессия вполне могут привести к снижению объемов закупки российского газа. В этом случае вместо того, чтобы прокладывать по дну Черного моря дорогостоящий трубопровод, «Газпрому» выгоднее будет прибрать к рукам украинскую «трубу», ранее объявленную г-ном Миллером «второстепенной».

Проблема упирается в цену. Стоимость «Южного потока» составляет около 16 млрд. евро. Формально это дешевле, чем Киев просит за украинскую ГТС, однако вложения все равно огромные. Но главная проблема в том, что новая «труба» гарантированно принесет выгоду. Евросоюз, наученный горьким опытом российско-украинских газовых войн, сейчас применяет гибкую тактику закупок «голубого топлива»: он предпочитает диверсификацию источников поставок в зависимости от восточного монополиста. Тем более что, как показали эти «газовые войны», Кремль не прочь использовать «трубу» и в качестве геополитического оружия. Попадать в зависимость от России, уже удовлетворяющей на четверть потребности ЕС в природном газе, европейцы не намерены.

Осенние обыски в европейских «дочках» «Газпрома» показали, что Евросоюз готов проявлять жесткость в отношении российского монополиста и для снижения цены не остановится перед самыми радикальными мерами. Получить в обмен на огромные инвестиции, требующиеся для прокладки «Южного потока», проблемные закупки на европейском направлении (при том, что параллельно развиваются и совместные газовые проекты с Китаем) «Газпром» едва ли хочет сегодня и с еще меньшей вероятностью захочет в будущем. Так что если посчитать не формально, а по существу, сговориться с Киевом о покупке доли ГТС этой страны может оказаться куда дешевле, а главное – надежнее. Переговоры между «заклятыми братьями» уже идут активно, хотя информация об их результатах скупа, и стороны публично демонстрируют жесткость при всяком удобном случае. Потенциал к сближению позиций есть, Москва и Киев это понимают. И когда говорят, что «Украина никуда не денется», то же самое можно сказать и о России.

Главный экономист Центра развития Валерий Миронов в разговоре с «НИ» дал по этому поводу такой прогноз: «В свете европейских проблем не исключено, что «Южный поток» вообще останется невостребованным, а «Газпром» и Украина после упорного торга все-таки сойдутся по вопросу о «трубе». Конечно, это потребует существенных взаимных уступок, но они необходимы обеим сторонам ради того, чтобы не потерять все». Особенно учитывая, что даже с учетом ввода в строй «Северного потока» именно через Украину в Европу идет 80% российского «голубого топлива».

"