Posted 21 декабря 2005,, 21:00

Published 21 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 02:30

Updated 8 марта, 02:30

Вячеслав Ширяев

Вячеслав Ширяев

21 декабря 2005, 21:00
О пользе слов и обещаний

Пожалуй, еще никогда газовая тема так не обостряла российско-украинские отношения. Москва с редкой жесткостью требует от Киева, чтобы тот с 2006 года покупал газ вместо нынешних 50 долларов за тысячу кубометров по 220–230 долларов. Российские представители объясняют этот демарш исключительно экономическими мотивами: пора, мол, переходить на цивилизованные рыночные отношения. Киев примерно с такой же непреклонностью отказывается принимать новые условия. Украинские власти утверждают, что никакой экономики тут нет, а есть чистейшей воды политика.

Газовые отношения между Россией и Украиной продолжают оставаться сферой, которой полная ясность противопоказана, где у каждой из сторон есть в запасе аргументы, которые можно, но нежелательно использовать. Видимо, поэтому и Москва, и Киев, отстаивая свои позиции, вынуждены недоговаривать.

Когда президент Украины Виктор Ющенко заявляет, что хочет «понять логику» формирования цены на газ, озвученной «Газпромом», он, конечно, лукавит. По его словам, принцип распространения на Украину этой цены должен быть таким же, каким он является для Белоруссии, Эстонии, Молдовы, Грузии…Подобный тезис, безусловно, предназначен исключительно для обывателя. На самом деле украинский президент прекрасно понимает, как выводится ценовая формула.

Расхожий пример – Белоруссия. Мол, для Лукашенко ничего не жалко, вот и газ ему продаем по 47 долларов за тысячу кубометров. Наверняка в формуле цены это учитывается. Но при этом нужно учитывать, что только в этой стране «Газпрому» принадлежит экспортный газопровод на правах собственности, и сейчас «Газпром» близок к тому, чтобы получить контроль над всей газотранспортной системой Белоруссии. Возьмем Грузию. Разумеется, разлад в российско-грузинских отношениях повлиял на изменение цены. Но присутствует здесь и экономический фактор. С 2006 года Грузии придется платить не 64 доллара за тысячу кубометров, как сейчас, а 110. Но эта цена может быть заморожена на 10 лет, если Тбилиси согласится передать «Газпрому» магистральный газопровод Россия–Грузия–Армения. Если нет, в 2007 году цена поднимется до 200 долларов. Пожалуй, единственное исключение в этом раскладе – Молдавия, которая действительно пострадает исключительно по политическим соображениям: из-за своей несговорчивой позиции вокруг урегулирования конфликта в Приднестровье.

Не все договаривается в Киеве и по поводу октябрьского 2001 года межправительственного соглашения между Россией и Украиной, регулирующего транзит российского газа до 2013 года. Мол, именно этот документ определяет статус-кво в газовых отношениях. Но дело в том, что сам долгосрочный контракт до 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз Украины» подписали в июне 2002 года. А перед этим Владимир Путин, тогдашний украинский президент Леонид Кучма и бывший федеральный канцлер Германии Герхард Шредер объявили о создании газотранспортного консорциума. Иначе говоря, российско-украинский контракт до 2013 года стал возможен только благодаря созданию консорциума. После прихода к власти Виктора Ющенко Украина, как известно, объявила о том, что создание газового консорциума не отвечает ее национальным интересам.

Но теперь Киев, ссылаясь на соглашение 2001 года, ни словом не упоминает о почившем в бозе по ее инициативе консорциуме. Сейчас именно в этом проекте находится ключ к решению газового спора. Попутно надо упомянуть и о том, что не Россия, а как раз Украина изначально инициировала перевод оплаты за транзит на денежные отношения.

Но и Россия не настроена говорить обо всем. Например, ратуя за цивилизованные отношения, за ясность и прозрачность в газовых отношениях с Украиной, «Газпром» упорно отказывается обсуждать тему газовых посредников, которых Юлия Тимошенко назвала «паразитирующими структурами». Вначале «Газпром» передал поставку туркменского газа на Украину малоизвестной фирме Eural TG, зарегистрированной несколькими физическими лицами в Венгрии и имеющей уставный капитал в 12 тыс. долларов. Сейчас аналогичные функции выполняет компания «РосУкрЭнерго» с участием «Райффайзенбанка». За первые шесть месяцев 2005 года чистая прибыль этой компании составила 380 млн. долларов. Понятно, что такие деньги с потолка не падают, и так или иначе они влияют на цену газа, поставляемого Украине.

"