Posted 21 декабря 2005,, 21:00

Published 21 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Потолок для водопроводчиков

Потолок для водопроводчиков

21 декабря 2005, 21:00
До конца нынешней недели правительство должно начать исполнение принятых на днях Госдумой и Советом Федерации законодательных поправок. Исполнительная власть определит предельные тарифы ЖКХ на будущий год для каждого региона. Эксперты и участники рынка не сомневаются в том, что они окажутся ниже прогнозируемой годовой

Если за весь 2004 год жилищно-коммунальные услуги подорожали на 21,8%, то только за январь–октябрь этого года – на 31,7%. Большинство специалистов называют нынешний рост цен в одной из самых проблемных отраслей отголоском постдефолтных времен. В 1998 году правительство Евгения Примакова, стараясь хоть как-то смягчить населению финансовый удар, объявило трехлетний мораторий на рост тарифов ЖКХ. Глубокая заморозка цен привела впоследствии к их обильному таянию, которое мы и наблюдаем – за пять лет коммуналка подорожала более чем в четыре раза. По словам замминистра экономического развития и торговли Кирилла Андросова, если в прошлом году вклад коммунальных тарифов в инфляцию составил 15%, то за 9 месяцев нынешнего он уже превысил 25%. «Ситуация с тарифами в этом году была просто неуправляемой», – резюмирует чиновник.

В правительстве решили, что переломить ситуацию поможет административное регулирование тарифов отрасли. Предлагая поправки в законодательство, исполнительная власть попыталась выстроить тарифообразование в жесткую вертикаль. Центр устанавливает предельные индексы для каждого субъекта РФ, а затем региональные власти спускают в каждый отдельно взятый муниципалитет свой «прайс-лист».

Многие эксперты и участники рынка считают, что чиновники и законодатели либо лукавят, либо не разобрались до конца в сути происходящего в отрасли. Дело в том, что половина всех затрат населения на услуги ЖКХ приходится на теплоснабжение. Между тем цены на тепло, как и на горячую воду, электричество, сетевой газ, уже регулируются государством. Немалую лепту в инфляцию внесли, разумеется, и так называемые жилищные услуги (содержание домов, лифтов, их ремонт, уборка подъездов и т.д.), но по закону цены здесь диктует рынок. Таким образом, с 1 января 2006 года будут устанавливаться предельные тарифы лишь на холодную воду, канализацию и утилизацию твердых бытовых отходов. «В общей корзине услуг ЖКХ на долю трех этих позиций приходится не более 15%. В частности, плата за холодную воду и канализацию в зависимости от региона – это от 0,2 до 2,5% общих затрат на коммунальные услуги. Так что законодательные поправки – это косметическая мера», – пояснил «Новым Известиям» президент «Евразийского водного партнерства» Сергей Яшечкин.

Частный бизнес, работающий в жилищно-коммунальном секторе, давно призывает власть сделать систему регулирования тарифов прозрачной. Принятые законодательные поправки этой проблемы не решают. «Во-первых, тарифы устанавливаются в административном порядке без учета финансовых потребностей предприятий ЖКХ и наличия у них обязательств по повышению качества и надежности функционирования инфраструктуры, – продолжает г-н Яшечкин. – Во-вторых, правительство не предложило механизмы, обеспечивающие экономическую обоснованность тарифов и качество предоставляемых услуг».

«Принятый закон не столько направлен на создание инструментов сдерживания инфляционных процессов, сколько вступает в противоречие с концепцией национального проекта по обеспечению граждан России доступным жильем», – сказал «НИ» директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей Сиваев. Кроме того, жесткое администрирование тарифов без учета финансовых потребностей отрасли затруднит реализацию недавно принятого закона «О концессионных соглашениях». А это приведет к оттоку из коммуналки частных операторов.

Глава постоянной комиссии по градостроительству и городскому хозяйству Заксобрания Санкт-Петербурга Михаил Амосов считает действия властей в сфере ЖКХ «очередным проявлением централизаторского зуда». «Смысла в поправках в закон нет никакого, – полагает он. – Такое предприятие, как, например, «Водоканал», является полностью городским, платит налоги городу, так почему в Москве должны решать, какие тарифы для него устанавливать?» Как считают эксперты, если у правительства была бы внятная программа преодоления кризиса в ЖКХ, то оно в первую очередь содействовало бы обновлению обветшавшей инфраструктуры. А раз власть этого не делает, придется подключаться потребителям. Своими, разумеется, деньгами.



Александр БАЖЕНОВ, президент Национального центра по развитию частно-государственных партнерств:
– К нынешнему росту тарифов прямо или косвенно причастно само правительство. Государство урезает финансирование отрасли. В 2000–2003 годах затраты консолидированного бюджета на ЖКХ сократилась с 13,4 до 6,4%. К тому же увеличивается налоговая нагрузка на коммунальщиков. За два года отчисления предприятий отрасли в бюджет увеличились вдвое – с 23 до 50 млрд. руб. ЖКХ направляет на налоги 7,6%, в то время как в среднем по стране этот показатель составляет 5,4%. В 2000–2002 годах доходы коммуналки выросли более чем в два раза – с 312 до 662 млрд. руб., но 70% этой суммы съела совокупная инфляция. В итоге отрасль по денежным поступлениям работала в ноль. Так что отложенный спрос на ремонт и развитие инфраструктуры дал около 27% накопленной страной инфляции, или около 5% роста собственных издержек в год.

Мартин ШАККУМ, председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:
– Законодательные поправки позволят укротить рост тарифов в ЖКХ. В будущем году он не превысит 20–22%. Регулирование федеральным центром коммунальных тарифов назрело давно. Тех денег, что платит население, вполне достаточно для того, чтобы поддерживать и развивать эту сферу. Другое дело, что средства тратятся неэффективно. Эта отрасль – «черная дыра», в которую уходит столько денег, сколько собирается с потребителей. В I квартале 2005 года население заплатило 730 млрд. руб., а коммунальщики продолжают плакать: мол, денег опять не хватает. Напомню, что два года назад за I квартал они получили всего 300 млрд. руб., то есть оплата выросла в два с лишним раза! Отсюда вывод: в дефиците не деньги, а способность эффективно ими распоряжаться. Основная причина – непрозрачность системы ЖКХ, отсутствие контроля и порядка. Кроме того, предприятия отрасли не заинтересованы сокращать затраты. Им бесполезно давать деньги, потому что все равно они все проедят, потратят. Они на этом паразитируют.

"