Posted 22 ноября 2016,, 14:55

Published 22 ноября 2016,, 14:55

Modified 8 марта, 02:44

Updated 8 марта, 02:44

«Триколор»:  услуга одна, а цены – разные

«Триколор»: услуга одна, а цены – разные

22 ноября 2016, 14:55
«Новые Известия» продолжают разбираться в особенностях работы крупнейшего в России спутникового оператора – «Триколор ТВ». Вслед за недостоверной рекламой о «нулевых» тарифах для потребителей мы обнаружили и странные тарифы для телекомпаний.

На сайте госзакупок появились новые контракты «Триколора» с государственными телеканалами. При том, что поставляется одна и та же услуга - право входа на спутник и вещание с него – суммы контрактов разные. Так, согласно системе «Спарк», договор с телеканалом «Белогорье» стоит 2 000 000 рублей в месяц, а с вещателем из Ненецкого округа - 1 200 000. Годовое обслуживание «Москва-медиа» обойдется в 21 млн 240 тысяч, а «Липецкого времени» - в 14 млн 427 тысяч…

Конечно, никто не запрещает коммерческим организациям продавать одну и ту же услугу за разные деньги. Как говорится, не хотите – не берите, учитывая то, что выбора у телекомпаний нет. Однако в отношении государственных телекомпаний могут возникнуть весьма неприятные коллизии, связанные с «разбазариванием» казенных средств. Если проверяющие узнают, что за одну и ту же услугу госканалы платили разные деньги, то их руководителям грозит уголовное преследование с подозрением в растрате. Именно поэтому некоторые директора телеканалов (в Подмосковье, Татарстане) отказываются «платить не глядя» и направляют иски к «Триколору» и в ФАС в связи с завышением цен. О чем «Новые Известия» сообщали 24 октября 2016 года.

Гендиректор ТРК, депутат Госсовета Татарстана Ильшат Аминов подтвердил «НИ», что «Триколор ТВ» вдвое повысил тариф на распространение «ТНВ-Планеты». В республике компания имеет «почти 100 тыс. семей», по стране еще больше, отмечает господин Аминов. «Мы давно работаем через эту сеть, и уйти никуда не можем»,- добавил он.

«Мы – в похожей ситуации с татарстанскими коллегами, - сказал в беседе с корреспондентом «НИ» генеральный директор телеканала «360 ТВ» Вячеслав Духин. - «Триколор» повышает расценки каждый год – и в прошлом году повышал, и в позапрошлом. У нас эта система вызывает вопросы и недоумение. Речь идет о ресурсе, где у нас нет альтернатив. Значительная часть нашего контента носит социальный характер, есть жители в таких домах, где единственная возможность получить доступ и к нашему каналу, и к каналам коллег – только «Триколор». Но главная проблема в том, что у нас нет выбора».

Впрочем, партнеры «Триколора» неточны в своих оценках, либо чего-то не понимают в политике спутникового оператора. Возможно, и «Новые Известия» относятся к числу таких непонятливых. Именно поэтому мы направили официальный запрос генеральному директору «Триколора» Алексею Холодову. Цитируем текст запроса полностью, опуская лишь «шапку»:

Уважаемый Алексей Геннадьевич!

Редакция газеты «Новые Известия» готовит материал о развитии цифрового телевидения в России. Для наиболее полного раскрытия темы, просим Вас дать интервью нашему корреспонденту или порекомендовать специалиста, который ответит на следующие вопросы:

1.? На сайте Государственных закупок появились новые контракты компании «Триколор ТВ» с государственными каналами. На данный момент таких контрактов 16. Сколько контрактов с телеканалами, имеющими бюджетное финансирование, заключено «Триколором» и чем обусловлена разница в расценках?

2.? По жалобе телеканала «ТНВ-Планета» УФАС по Татарстану возбудило дело в отношении «Триколор ТВ» о необоснованном повышении тарифов на распространение через спутник. Такой же иск сформирован в Подмосковье; В каких ещё регионах на «Триколор» поданы жалобы со стороны местных каналов?

3.? Каким образом формируется цена на распространение контента через спутник?

4.? Какие расходы несёт компания «Триколор» в связи с арендой транспондеров, сколько сейчас находится в аренде и на каких спутниках?

5.? С кем заключён договор по данной аренде? И на какую сумму?

6.? Гарантирует ли покупателю компания «Триколор» присутствие всех заявленных телеканалов в пакете?

Однако компания «Триколор», которая будто бы заботится о своей репутации, не ответила ни словом на обращение «НИ». И это дает нам право толковать спорные моменты в работе оператора по своему разумению.

Во-первых, можно предположить, что разного рода тяжбы государственных телеканалов с «Триколором» продолжатся и будут нарастать. Как говорит эксперт «НИ», судебные практики в дальнейшем могут защитить тех, кто переплачивает за услугу.

Но за что именно платят каналы?
По сути они оплачивают услуги входа на спутник. При этом сам спутник – государственный, он НЕ принадлежит «Триколору», который арендует его транспондеры (передающие части). Расходы по запуску и содержанию спутниковой связи несет государство, и через выделение бюджетных денег ГП «Космическая связь». А вот миллиардные прибыли от аренды получает частная компания.

Кстати, не у всех спутниковых операторов такие невероятно льготные условия для ведения бизнеса. Конкуренты, по словам наших экспертов, должны запускать собственные спутники ценою в десятки миллионов долларов, а вот абонентскую плату – брать на уровне «рынка», то есть в соперничестве с «Триколором». Ситуация очень похожа на соревнования бегунов,- когда один бежит с кандалами на ногах или гирями в руках, а другой налегке и без оков. Не потому ли еще 6 лет назад в одном из интервью руководитель «Триколора» бодро рапортовал, как за считанные годы его компания «с нуля» вошла в число 10-ти самых крупных мировых операторов спутниковой связи?

«Сейчас основные затраты «Триколора» связаны с арендой спутниковых емкостей. – заявлял он.- Годовая аренда одного транспондера стоит от 1,7 до двух с небольшим миллионов евро. Даже если «Триколор» арендует десять транспондеров, это будет, грубо говоря, $20 млн в год. Наш доход только от основной деятельности в 2010 году превысил $100 млн.»

Молодцы! В том же интервью было сказано и об отношениях с телеканалами, которые за 6 лет не изменились:

«На самом деле мы не сдаем емкости в аренду, подобной спекуляции с нашей стороны никогда не было, нет и не будет. Мы предлагаем комплекс услуг по подъему сигнала на спутник и продвижению телеканала в составе нашего пакета — это рекламная и информационная поддержка. Также есть так называемая NIT-таблица, которая определяет, на какую кнопку попадет телеканал после настройки его абонентом. Весь этот комплекс услуг обсуждается в момент заключения договора с телеканалом.»

А теперь посмотрим на типовой договор «Триколора» с телеканалами.
Как выясняется, опреатор оказывает всего две из них, а не какой-то мифический «комплекс».

  1. Услуги, оказываемые Оператором Вещателю:
1. круглосуточное о
беспечение Предоставления Вещателю доступа к Сети связи телевещания Оператора;

2. круглосуточный Прием и передача сигнала Телеканала до Пользовательского (оконечного) оборудования Абонентов


То есть упоминаний про рекламные акции предмет договора не содержит. В пресс-службе «Триколора» данную информацию,видимо, комментировать боятся или не хотят. Ведь «маркетинговые услуги» могут оказаться фантомными или навязанными, как это происходит с поставщиками еды в супермаркеты, которых заставляют платить «за вход на полку».


При этом, как ни парадоксально, но абоненты «Триколора» не защищены, от того что любой канал могут попросту выключить, не объясняя причин. На вопрос, может ли оператор гарантировать присутствие всех каналов в эфире «Триколор» так же не ответил, однако их договор дает положительный ответ.


Кроме того, потребители до сих пор остаются в «коробочном рабстве» и не имеют права перейти с тем же оборудованием к другому оператору, как это дозволено уже абонентам сотовой связи. Правда, правила игры на рынке в России меняются и довольно быстро. И лучшие практики введенные ФАС на рынки сотовой связи и рынки торговли, могут быть легко масштабированы на рынок спутниковых услуг.


P.S.

«Новые Известия» не теряют надежды получить аргументированные ответы от «Триколора» по затронутым проблемам. И готовы опубликовать их без всяких купюр.









"