Posted 21 октября 2014,, 20:00
Published 21 октября 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 04:19
Updated 8 марта, 04:19
Как заявил министр по развитию Дальнего Востока РФ Александр Галушка, изменение системы взаимных расчетов и переход от доллара к рублю позволит решить «амбициозную задачу» увеличения объемов взаимной торговли между КНДР и Россией в 10 раз до 1 млрд. долларов к 2020 году. На расчеты в рублях пока перешли два корейских банка – «Банк Внешней торговли КНДР» и «Корейский Банк соединения развития». Со стороны России платежи будут проходить через АКБ «Региональный банк развития».
Проект модернизации железных дорог КНДР готовился давно. Переговоры между «РЖД» и Пхеньяном велись больше десяти лет. В итоге было принято решение о реконструкции линий общей протяженностью 3,5 тыс. км и строительстве новых участков в обход Пхеньяна с юга и севера. Сейчас идет проектирование первого участка – узловой станции Пхеньян Восточный. Помимо реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры, со стороны России предусмотрено восстановление горнодобывающей промышленности Кореи, что, по словам Александра Галушки, позволит активизировать российско-корейское торгово-экономическое сотрудничество по модели «предоставление инвестиций в обмен на доступ к природным ресурсам КНДР».
Напомним, что 5 мая президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации межправительственного соглашения между Россией и КНДР по урегулированию задолженности республики перед Россией по кредитам, предоставленным в период бывшего СССР. Москва «простила» Пхеньяну 10 млрд. долларов, согласившись на двадцатилетнюю рассрочку оставшегося долга в 1 млрд. долларов. По условиям соглашения платежи по долгу будут возвращаться из России в Корею на финансирование проектов в сфере здравоохранения, образования и энергетики по согласованию сторон. Также эти средства могут быть использованы на устройство землеотводов при строительстве газопровода и железной дороги через территорию северокорейской республики в Южную Корею.
Отметим, что власти РФ давно прорабатывают идею соединения железных дорог Северной и Южной Кореи для организации сквозного грузового движения. Пока главным сдерживающим моментом остаются политические разногласия между двумя странами. Кроме того, «Газпром» хочет проложить ветку газопровода через КНДР для экспорта газа в Южную Корею. КНДР в свою очередь богата полиметаллическими рудами, что безусловно интересно российским промышленникам. Причем за доступ к месторождениям правительство КНДР не требует денег – достаточно бартера, ведь в закрытой северокорейской экономике наблюдается дефицит всего – начиная с самолетов и заканчивая продовольствием.
Как рассказал «НИ» заместитель директора Российского центра исследований форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» РАНХиГС Глеб Ивашенцов, объем взаимной торговли с КНДР в настоящее время невелик – порядка 100 млн. долларов, из которых около 90% составляет экспорт из России. «Участие наших предприятий в обновлении корейской промышленности даст импульс российской экономике. Кроме того, Северная Корея богата полезными ископаемыми – отечественные инвесторы хотят принять участие в их добыче», – пояснил он.
По словам эксперта, «РЖД» уже реконструировали в КНДР железнодорожную ветку от российской границы до незамерзающего порта Раджин – это пилотная часть транскорейской магистрали, которая должна соединить две Кореи и выйти на Транссиб. За счет запуска движения по Транскорее Россия могла бы значительно увеличить объем транзитного трафика из Китая и Японии в Европу. Впрочем, переговоры по этому вопросу ведутся больше 10 лет, но пока безрезультатно.
Вместе с тем руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Кондратьев усомнился в целесообразности крупных инвестиций в Северную Корею. «У нас своих железных дорог не хватает, а мы другим странам их безвозмездно строим, непонятно зачем. На мой взгляд, сначала необходимо обустроить Россию, а потом уже помогать соседям», – посетовал он. По мнению эксперта, экономический эффект в данном случае возможно получить, только если в процессе строительства дорог в КНДР все закупки железнодорожного оборудования, рельсов и подвижного состава будут вестись в России. «Если северокорейский проект выстроен именно так, тогда имеет смысл его реализовывать, ведь в данном случае будут загружены российские предприятия, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью, – объяснил эксперт. – Но в этом у меня возникают большие сомнения, ведь сейчас российская промышленность мало что производит».