Posted 21 октября 2014,, 20:00

Published 21 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:19

Updated 8 марта, 04:19

Шпалы в обмен на рубли

Шпалы в обмен на рубли

21 октября 2014, 20:00
По данным Министерства по развитию Дальнего Востока, северокорейские банки открыли рублевые счета для проведения сделок между компаниями России и КНДР. Основным российско-корейским проектом в ближайшие годы станет обновление железной дороги КНДР. Вести работы будет ОАО «РЖД». Объем финансирования составит 25 млрд. долл

Как заявил министр по развитию Дальнего Востока РФ Александр Галушка, изменение системы взаимных расчетов и переход от доллара к рублю позволит решить «амбициозную задачу» увеличения объемов взаимной торговли между КНДР и Россией в 10 раз до 1 млрд. долларов к 2020 году. На расчеты в рублях пока перешли два корейских банка – «Банк Внешней торговли КНДР» и «Корейский Банк соединения развития». Со стороны России платежи будут проходить через АКБ «Региональный банк развития».

Проект модернизации железных дорог КНДР готовился давно. Переговоры между «РЖД» и Пхеньяном велись больше десяти лет. В итоге было принято решение о реконструкции линий общей протяженностью 3,5 тыс. км и строительстве новых участков в обход Пхеньяна с юга и севера. Сейчас идет проектирование первого участка – узловой станции Пхеньян Восточный. Помимо реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры, со стороны России предусмотрено восстановление горнодобывающей промышленности Кореи, что, по словам Александра Галушки, позволит активизировать российско-корейское торгово-экономическое сотрудничество по модели «предоставление инвестиций в обмен на доступ к природным ресурсам КНДР».

Напомним, что 5 мая президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации межправительственного соглашения между Россией и КНДР по урегулированию задолженности республики перед Россией по кредитам, предоставленным в период бывшего СССР. Москва «простила» Пхеньяну 10 млрд. долларов, согласившись на двадцатилетнюю рассрочку оставшегося долга в 1 млрд. долларов. По условиям соглашения платежи по долгу будут возвращаться из России в Корею на финансирование проектов в сфере здравоохранения, образования и энергетики по согласованию сторон. Также эти средства могут быть использованы на устройство землеотводов при строительстве газопровода и железной дороги через территорию северокорейской республики в Южную Корею.

Отметим, что власти РФ давно прорабатывают идею соединения железных дорог Северной и Южной Кореи для организации сквозного грузового движения. Пока главным сдерживающим моментом остаются политические разногласия между двумя странами. Кроме того, «Газпром» хочет проложить ветку газопровода через КНДР для экспорта газа в Южную Корею. КНДР в свою очередь богата полиметаллическими рудами, что безусловно интересно российским промышленникам. Причем за доступ к месторождениям правительство КНДР не требует денег – достаточно бартера, ведь в закрытой северокорейской экономике наблюдается дефицит всего – начиная с самолетов и заканчивая продовольствием.

Как рассказал «НИ» заместитель директора Российского центра исследований форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» РАНХиГС Глеб Ивашенцов, объем взаимной торговли с КНДР в настоящее время невелик – порядка 100 млн. долларов, из которых около 90% составляет экспорт из России. «Участие наших предприятий в обновлении корейской промышленности даст импульс российской экономике. Кроме того, Северная Корея богата полезными ископаемыми – отечественные инвесторы хотят принять участие в их добыче», – пояснил он.

По словам эксперта, «РЖД» уже реконструировали в КНДР железнодорожную ветку от российской границы до незамерзающего порта Раджин – это пилотная часть транскорейской магистрали, которая должна соединить две Кореи и выйти на Транссиб. За счет запуска движения по Транскорее Россия могла бы значительно увеличить объем транзитного трафика из Китая и Японии в Европу. Впрочем, переговоры по этому вопросу ведутся больше 10 лет, но пока безрезультатно.

Вместе с тем руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Кондратьев усомнился в целесообразности крупных инвестиций в Северную Корею. «У нас своих железных дорог не хватает, а мы другим странам их безвозмездно строим, непонятно зачем. На мой взгляд, сначала необходимо обустроить Россию, а потом уже помогать соседям», – посетовал он. По мнению эксперта, экономический эффект в данном случае возможно получить, только если в процессе строительства дорог в КНДР все закупки железнодорожного оборудования, рельсов и подвижного состава будут вестись в России. «Если северокорейский проект выстроен именно так, тогда имеет смысл его реализовывать, ведь в данном случае будут загружены российские предприятия, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью, – объяснил эксперт. – Но в этом у меня возникают большие сомнения, ведь сейчас российская промышленность мало что производит».

"