Posted 21 октября 2009,, 20:00

Published 21 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:15

Updated 8 марта, 07:15

Опять забурились

21 октября 2009, 20:00
Государства ОПЕК приступили к реализации семи проектов бурения новых нефтяных скважин, которые позволят добывать дополнительно 1,2 млн. баррелей в день, заявил вчера генеральный секретарь картеля Абдалла аль-Бадри. По его словам, старту новых проектов помогли растущие цены на нефть и постепенно восстанавливающийся спро

По словам генсека ОПЕК, новые проекты войдут в строй в ближайшие 2–4 года. В настоящее время картель располагает резервными мощностями для производства дополнительно 6–7 млн. баррелей в сутки и может поставить их на рынок в любой момент. Впрочем, пока экономический кризис еще в силе, торопиться с этим никто не будет. Напомним, что во многом благодаря тому, что страны ОПЕК серьезно сократили добычу, стоимость «черного золота» на мировых рынках начала расти. Правда, высокие цены несут соблазн получения дополнительных прибылей, с которым не все могут совладать. Абдалла аль-Бадри посетовал, что в сентябре странами ОПЕК были соблюдены только 62% квот, и призвал своих коллег придерживаться прежних договоренностей.

Директор Института проблем нефти и газа Анатолий Дмитриевский считает, что ОПЕК действует вполне грамотно, заранее готовясь к возможному подъему экономики, когда потребность в энергоресурсах резко возрастет. «Вводить в эксплуатацию новые месторождения имеет смысл, когда есть спрос на нефть, – пояснил он «НИ». – Если бы картель раньше объявил, что приступает к реализации этих проектов, неизвестно, как реагировал бы рынок. Сейчас момент выбран правильно. С одной стороны, ОПЕК не выбрасывает дополнительную нефть на рынок. С другой – показывает, что при выходе из кризиса, когда будет требоваться все больше нефти, страны-экспортеры готовы ее поставить». По словам эксперта, поскольку новые проекты заработают еще нескоро, на текущих котировках нефтяных фьючерсов это никак не скажется.

Что касается ситуации нашей страны, то мы никаких ограничений по добыче не вводили и благодаря этому даже возглавили список нефтяных держав, опередив вынужденно притормозившую Саудовскую Аравию. Но свой спад в производстве «черного золота» был и у нас. В первом квартале этого года добыча нефти сократилась на 1,3%. Но потом вслед за ценами вверх пошло и производство. По итогам первого полугодия мы имели уже 0,1% прироста, а по последним данным Росстата, с января по август добыча увеличилась на 0,4% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Г-н Дмитриевский уверен, что при текущих ценах на нефть (около 80 долларов за баррель) инвестиции в эту отрасль стали весьма рентабельными и у нас. «Наши проекты вводятся в разработку в зависимости от того, когда достигается устойчивая цена на нефть на мировом рынке, – пояснил он. – У нас каждая компания развивает свои проекты и ведет свои объемы геолого-разведочных работ. Правда, сейчас они снизились, но наметившееся оживление коснется и наших компаний. Большинство проектов при такой цене становятся привлекательными».

Между тем, как ни странно, страны – производители нефти высказывают недовольство высоким уровнем цен. ОПЕК считает, что цена в 80 долларов за баррель неоправданно высока, и не будет удовлетворена возвращением к уровню в 100 долларов за «бочку», утверждает Абдулла аль-Бадри. По его мнению, ралли на рынке нефти обусловлено падением доллара, ростом котировок на фондовых биржах и спекуляциями. Картель же предпочел бы видеть вместо биржевых игр рост спроса на «черное золото». Он и раньше не раз заявлял, что приемлемым для него уровень цен – 60–80 долларов за баррель.

Россия от такой стоимости нефти только выигрывает. Хотя и у нас звучат заявления, что слишком высоких цен нам не надо. Так, например, недавно президент Дмитрий Медведев заявил, что «правильная цена» барреля находится в диапазоне 80–90 долларов. Анатолий Дмитриевский считает, что нам требуется чуть более высокий уровень стоимости, чем ОПЕК. «Нужно делать коррекцию на наши климатические условия. Если в Саудовской Аравии себестоимость барреля – 2 доллара и меньше, то у нас по такой себестоимости обходится только 30% нефти, все остальное дороже, – заметил он. – Я думаю, что 90–110 – это та цена, при которой все нефтедобывающие регионы будут работать стабильно». По словам эксперта, в любом случае эпоха дешевого «черного золота» уходит в прошлое. «В нашей стране основной объем добычи все предыдущие годы был за счет легкой нефти, находящейся в хороших нефтегазовых резервуарах. Теперь, чтобы поддерживать прежние объемы добычи, нужно переходить к активной разработке трудноизвлекаемых запасов, надо двигаться все дальше на север и на все большие глубины. Это уже совсем иные капиталовложения. Поэтому дешевой нефти больше не будет. Ведь если добыча дорогой по себестоимости нефти начнет выпадать, цены резко полезут вверх, пока не вернут ей прежнюю рентабельность».

"