Posted 21 сентября 2010,, 20:00

Published 21 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:44

Updated 8 марта, 06:44

Угроза для «натуралов»

Угроза для «натуралов»

21 сентября 2010, 20:00
Вчера на Нью-Йоркской бирже цены на хлопок превысили психологический уровень в 1 доллар США за фунт. Случилось это лишь во второй раз в истории, а виной всему – опасения нехватки сырья на мировых рынках. По прогнозу американского минсельхоза, соотношение запасов хлопка к объемам его потребления будет худшим за последни

Урожаю в Китае, который занимает первое место в мире по выращиванию и импорту хлопка, угрожают затяжные ливневые дожди, предупреждают эксперты. Индия и Пакистан держат ограничения на его экспорт по тем же причинам. «Паника» – очень нехорошее слово, но, скорее всего, именно она обеспечила подъем цен на последние три цента», – считает Рон Лоусон, аналитик из Logic Advisors. Тем не менее резкий рост цен на хлопок уже отрицательно сказался на западных производителях одежды, которые и так испытывают трудности в связи с повышением стоимости рабочей силы и электроэнергии. При этом розница во многих странах, в том числе США, требует, чтобы производители сами решили вопрос роста издержек, не повышая при этом цены на готовую продукцию, поскольку потребительский рынок еще не восстановился от кризисного шока.

Россия, как известно, хлопок не выращивает, поэтому полностью зависит от импорта. Крупнейшими поставщиками сырья для РФ исторически являются страны СНГ. Основная доля поставок (около 40%) приходится на Узбекистан, который тоже входит в число крупнейших мировых экспортеров. Таджикистан обеспечивает около 20% нашего импорта, Казахстан – 16%, Кыргызстан – 10%, Азербайджан – 8%, Туркмения – около 5%. «Но они, как только полгода назад цены на их сырье пошли вверх, развернули свои поставки на мировые рынки, – рассказал «НИ» Алексей Скопин, профессор кафедры региональной экономики ГУ ВШЭ. – Сегодня самым активным покупателем хлопка в мире стал Китай. Он же является и «королем» производства, в основном снабжающим Россию готовой хлопчатобумажной продукцией».

Но не только плохая погода стала причиной скудного урожая, считает эксперт. По мнению г-на Скопина, производство всех технических культур (льна, хлопка) сократилось гораздо раньше из-за активизации химпрома, предложившего миру массу более дешевых волокон-заменителей. Натуральные культуры оказались более дорогими и трудоемкими. Поэтому заметно сократились посевы. Особенно в развивающихся странах, где население стремительно растет и остро нуждается в зерновых культурах для пропитания. Таким образом, натуральное сырье и волокна еще до кризиса оказались преимущественно в одежде класса «люкс». «А климатические аномалии могут дать самый неожиданный перекос на любой культуре – будь то кофе или табак», – считает эксперт.

«Чтобы строить прогнозы по России, нужно дождаться конца октября, когда поставщики из Средней Азии соберут урожай, – говорит Алексей Скопин. – Американцы у себя и на мировых плантациях уже все подсчитали, потому что активно используют космическую технику. И поняли, что можно заработать деньги на скупке сырья уже сейчас». А мы действуем пока по старинке, ждем сводок с полей.

Следует ли опасаться подорожания или дефицита изделий из хлопка? Здесь мнения экспертов расходятся. Г-н Скопин полагает, что нет. «Поскольку основным поставщиком текстиля и изделий в Россию сейчас является Китай, который будет в конкурентной борьбе с другими «швейниками» стараться держать ценник, сильного взлета ждать не следует. К тому же старшее поколение россиян – пенсионеры – одеждой и бельем обеспечены надолго. А вот младенцы и дети – нет. К тому же они растут. Поэтому на этом сегменте кратковременный всплеск цены возможен. Но недолго, ведь будет и новый урожай», – полагает он.

Гораздо серьезнее оценивает ситуацию Владимир Сидоркин, руководитель независимого аналитического агентства «Анитэкс». «Хлопок в РФ стремительно дорожает последние полгода. При нормальной цене 1,3 тыс. долларов за тонну сегодня трейдеры дают до 2,5 тыс.! Прядильщики за такие деньги сырье брать отказываются – нерентабельно. Поэтому текстильщики покупают готовую нить в той же Средней Азии. Себестоимость российских тканей при этом пока получается разумной. А цена на сырой хлопок пока меняется виртуально. Но долго так продолжаться не может. Рано или поздно цена на пряжу подскочит процентов на 30–40, на ткани – также, а потом процесс перейдет на готовые изделия, правда, в меньшем объеме, – считает эксперт. – А поскольку в российских традициях нет перехода на синтетику, покупатель никуда не денется и согласится с предложенными ценами».

Опасность здесь в том, что любой продавец вслед за повышением цен на хлопчатобумажную продукцию под сурдинку пропорционально перепишет ценники и на одежде из других волокон. И даже при хорошем урожае хлопка через год вряд ли захочет их менять.

"