Posted 21 сентября 2005,, 20:00

Published 21 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Защитить рядового клиента

21 сентября 2005, 20:00
За три недели сентября Национальное бюро кредитных историй заключило 215 договоров с банками об оказании информационных услуг. Об этом сообщил вчера журналистам генеральный директор НБКИ Александр Викулин. К началу следующего года примерно 40% всех российских банков будут иметь договоры с бюро об обмене информацией о з
Сюжет
Банки

Пока что НБКИ данных о клиентах-заемщиках банкам не предоставляет. Собранный информационный массив явно далек от оптимальных размеров. В базу данных, по словам г-на Викулина, загружено всего около 20 тыс. записей кредитных историй. «Здесь собирается информация как по физическим, так и по юридическим лицам, – пояснил он «Новым Известиям». – Через год мы будем располагать примерно 10 млн. кредитных историй, которые, безусловно, заинтересуют банки».

НБКИ – первое бюро кредитных историй в России, работающее под эгидой Ассоциации российских банков (АРБ). От него банкиры будут получать всю информацию – и негативную, и позитивную. Международный опыт показывает, что данные о «правильных» клиентах важнее, чем о недобросовестных. В Гонконге, например, по мере накопления «позитива» о заемщиках процентные ставки ощутимо понизились.

Понятно, что с помощью механизма кредитных историй банки снижают риск невозврата кредитов. В то же время и их клиенты кое-что от этого получат. По утверждению г-на Викулина, если сегодня с получателя кредита банки требуют залог, через некоторое время он не понадобится. В ближайшей перспективе у нас в стране будет создано 11 бюро кредитных историй. Однако это вовсе не значит, что каждое БКИ будет вариться в собственном соку. По словам президента АРБ Гарегина Тосуняна, между ними будет осуществляться активный обмен информацией. «Идет доработка нашего соглашения со Сбербанком, – сказал он «НИ», – мы намерены выступать в тандеме с его кредитным бюро. Кроме того, создается центральный каталог при Банке России, который не позволит вести недобросовестным клиентам двойную игру с банками».

Конечно, первостепенное значение в кредитных бюро имеет система защиты информации о клиентах. Любая утечка может иметь катастрофические последствия. Получив самые подробные сведения о человеке или организации, злоумышленник может шантажировать жертву, вымогать деньги, торговать секретами. Г-н Викулин заверил «НИ», что охране клиентской базы уделяется самое серьезное внимание. «Будут предприняты все меры и технического, и организационного характера. Даже непосредственный доступ к информации о заемщике нельзя будет осуществить нашему работнику в одиночку, – обещает он, – данные можно будет получить только при одновременном запросе трех операторов».

То, что процедуру получения информации о заемщиках в НБКИ собираются уподобить регламенту пуска ядерной ракеты, обнадеживает. В то же время и сомнения одолевают. Тем более что скандальных прецедентов кражи данных предостаточно. Чего стоит, например, хищение сугубо конфиденциальной информации о банковских проводках, которое произошло не где-нибудь в захолустье, а в самом сердце российской банковской системы – в ЦБ.



СТРАХИ НЕ НАПРАСНЫ

В феврале 2005 года сотрудники Bank of America потеряли компьютерные носители, содержавшие информацию о счетах более 1 млн. клиентов. Cреди пострадавших, большинство из которых работает в государственных учреждениях США, – несколько членов американского сената и 900 тыс. военных. По некоторым данным, носители с информацией были украдены с борта коммерческого авиалайнера при их транспортировке.

В мае 2005 года более 100 тыс. клиентов четырех крупных банков США получили извещения о том, что их данные похищены и проданы банковскими служащими.

В мае 2005 года японское подразделение швейцарского банка UBS AG объявило о пропаже жесткого диска, на котором была записана информация о 15,5 тыс. клиентов.

В июне 2005 года пропали при перевозке данные о счетах и платежах 3,9 млн. клиентов американского инвестиционного банка Citigroup.

Александр МАКАРОВ

"