Posted 21 августа 2012,, 20:00

Published 21 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:28

Updated 8 марта, 05:28

Забота за чужой счет

21 августа 2012, 20:00
Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Минфин предложения по увеличению лимита страховой выплаты по ОСАГО пострадавшим в автокатастрофах более чем в 10 раз. Это равняется суммам выплат родственникам людей, погибших в авиакатастрофах. Эксперты отмечают, что инициатива приведет к увеличению страховых тарифов п

В настоящий момент максимальная страховая выплата по «автогражданке» в случае смерти или утраты здоровья составляет 160 тыс. руб. Однако РСА эта сумма кажется явно недостаточной. Например, при обязательном страховании ответственности владельца опасного производственного объекта или же при подобном страховании на авиатранспорте сумма выплат в случае смерти достигает 2 млн. руб. «РСА считает важным установить единую сумму возмещений страховщиком ущерба в случае смерти потерпевшего вне зависимости от вида обязательного страхования», – говорится в пресс-релизе автостраховщиков. Установленная же на сегодняшний день страховая сумма по ОСАГО при гибели потерпевшего, по их мнению, является недостаточной. А потому в среднесрочной перспективе необходимо последовательно двигаться в сторону увеличения и унификации страховых сумм по таким рискам. Напомним, что ежегодно под колесами машин гибнут около 30 тыс. россиян.

Минфин ранее уже заявлял о намерении хотя бы частично приблизить «автомобильные» выплаты по ОСАГО к «самолетным». Однако законопроект ведомства, предполагающий рост данного вида компенсации хотя бы до 500 тыс. руб., уже год не могут утвердить на правительственном уровне. Основная причина – возможный рост недовольства автолюбителей в связи с возросшими поборами. При этом РСА действует даже смелее Минфина. У экспертов не вызывает сомнений, кто будет платить за «гуманистический порыв» страховых компаний.

«Речь идет о компенсации материальных затрат, связанных с гибелью близкого человека – стоимости похорон, компенсации дохода, который был в семье до гибели лица, приносившего доход, – пояснил «НИ» руководитель управления методологии обязательных видов страховой компании Денис Макаров. – Сейчас это 160 тысяч рублей на каждого погибшего. Но реальные потери семьи, лишившейся, например, кормильца, могут быть гораздо больше двух миллионов рублей. Так что для них эта сумма не решит всех проблем. Безусловно, многие продолжат подавать иски за моральный ущерб, которые в среднем составляют один миллион рублей. Кроме того, для реализации этих изменений потребуется значительно увеличить страховые тарифы ОСАГО для автолюбителей».

Россия пока отстает от других стран по размерам страховых выплат на транспорте. Например, в США условная оценка стоимости жизни пассажира на транспорте установлена на уровне 3 млн. долларов. Однако за океаном и зарплаты выше российских. С другой стороны, в той же Финляндии люди, потерявшие родственников в результате транспортных катастроф, вообще не получают никаких выплат. Если же человек остался жив и стал инвалидом, то до конца дней заботу о нем будут нести социальные службы. У нас бремя расходов в связи с трагедией, которая происходит в большинстве случаев по вине конкретного водителя, предлагается возложить на всех автовладельцев.

Эксперты отмечают, что повышение стоимости жизни является хорошим аргументом для страховщиков, желающих поднять тарифы и заработать на этом куда большие суммы, нежели те, что будут потрачены на компенсацию ущерба родственникам погибших. «Со стороны РСА это лишь красивый жест, который позволит увеличить доходы за счет повышения тарифов ОСАГО», – сказал «НИ» юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов. С таким мнением согласен и аналитик финансового холдинга Анатолий Воронин. По его словам, любая страховая компания при росте лимита страховой выплаты по ОСАГО пострадавшим в автокатастрофах возложит риски и излишние собственные расходы на страхователей, и себе в убыток работать никогда не будет. «То есть можно ждать роста тарифов при внесении этих поправок. О точной сумме говорить преждевременно, так как пока тарифных расчетов еще не поступало», – добавил эксперт.

Между тем стоимость страхового полиса ОСАГО для средней бюджетной иномарки уже сейчас зашкаливает за 4 тыс. руб. Для машины российского производства эта сумма равна в среднем 3 тыс. руб. По оценкам ряда экспертов, принятие инициативы РСА будет означать двух- или даже трехкратное повышение стоимости полиса.

"