Posted 21 августа 2011,, 20:00

Published 21 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:04

Updated 8 марта, 06:04

Поворот нефтяных рек

21 августа 2011, 20:00
В конце прошлой недели Минфин сообщил, что заинтересованные ведомства согласовали формулу экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, известную как «60–66». Возможно, перераспределение финансовых потоков внутри нефтяной отрасли с целью заставить ее модернизироваться и избежать повторения бензинового кризиса начнется уж

Схема «60–66», которую в правительстве обсуждают уже на протяжении нескольких месяцев, предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть на 7% при изменении формулы ее расчета. Так, предлагается учитывать не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а 60%. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты при этом будут унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть. А с 2015 года экспортные пошлины на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть.

По оценкам аналитиков, основная цель правительственной инициативы – подтолкнуть «нефтянку» к переработке мазута в качественный бензин и к поиску финансовых ресурсов, необходимых для модернизации отрасли. В стране растут продажи современных машин, двигатели которых гробит низкокачественный отечественный бензин. В то же время объявленная властями программа запрета топлива предыдущего поколения «Евро-2» оказалась сорванной. Дело в том, что в России, где большинство нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) были построены еще в советское время, просто нет мощностей для удовлетворения растущего спроса.

Как сообщил «НИ» главный экономист Центра развития Валерий Миронов, схема «60–66», меняющая принципы взимания экспортных пошлин с «нефтянки», «сделает невыгодным вывоз темных нефтепродуктов по сравнению с экспортом сырой нефти». «Теоретически она должна заставить «нефтянку» перерабатывать мазут внутри страны для получения качественного бензина. А для этого необходима модернизация отрасли», – отметил эксперт. Новый режим, как ожидается, приведет к избытку на внутреннем рынке дешевого мазута, что должно стимулировать компании к увеличению глубины переработки нефти. Более «экономически оправданными» станут поставки на внешние рынки сырой нефти, что по замыслу авторов проекта должно увеличить инвестиции нефтяников в добычу. Инвестиции между тем предстоят немалые.

По словам главы Минэнерго Сергея Шматко, до 2015 года нефтяники вложат в углубление нефтепереработки минимум 569 млрд. руб. Однако компании пока отнюдь не горят желанием выкладывать такие астрономические суммы ради «эпохальных задач» правительства. Куда больше их интересует конкретная быстрая прибыль. И схема «60–66», кстати, отнюдь не гарантирует, что отрасль вложит прибыль, полученную от льгот на экспорт сырой нефти, в развитие переработки. По этому поводу г-н Миронов напомнил: «Когда пять лет назад принималось решение о пониженной ставке вывоза мазута по сравнению с сырой нефтью, также ожидалось, что полученная выручка будет направлена на модернизацию предприятий. Однако этого не произошло».

В конце июля глава правительства России Владимир Путин обрушился с критикой на нефтяные компании за невыполнение обязательств по углублению переработки и чрезмерное увлечение экспортом сырой нефти и полуфабрикатов, напомнив при этом, что «льготами от государства они воспользовались в полной мере». Премьер пригрозил нефтяникам санкциями, вплоть до изъятия необоснованной прибыли и корректировки экспортных графиков. По планам Минэнерго, производство высококачественного бензина к концу 2015 года должно вырасти до 84% от общего ежегодного объема производства с 17% в 2012-м. Однако парадокс заключается в том, что схема «60–66», по крайней мере, на первом этапе ее применения как раз стимулирует экспорт сырой нефти. Получив на этом «минус 7%», гораздо легче заработать на вывозе, чем вкладываться в модернизацию НПЗ с целью углубления переработки. Модернизация пока сулит лишь отдаленные прибыли.

Одним из немногих полезных результатов нововведения, как сказал «НИ» эксперт независимого аналитического агентства Дмитрий Адамидов, станет «исключение «ложного экспорта», когда под видом сырой нефти за рубеж поставляется мазут». Однако к целям модернизации отрасли, которая действительно уже давно назрела и перезрела, это имеет довольно косвенное отношение.

"