Posted 21 августа 2006,, 20:00

Published 21 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин

21 августа 2006, 20:00
Август вошел в нашу новейшую историю как тревожный месяц. В эти дни страна вспоминает сразу о двух годовщинах: путча 1991 года и дефолта 1998-го. И если больших политических угроз россияне, судя по результатам социологических опросов, сегодня не видят, то повторение дефолта считает возможным половина наших соотечествен
Сюжет
Деньги

– Евгений Григорьевич, люди ведь за восемь лет объективно стали жить лучше, но страх, как выясняется, не исчез. В чем тут дело: дуем на воду или что-то нехорошее все же есть в воздухе?

– У нас всегда ждут худшего, но сейчас объективных предпосылок для этого нет. Несмотря на самые различные действия государства, ситуация в целом остается стабильной. России сейчас сильно везет с экономической конъюнктурой – все, что ни происходит в мире, пока идет ей на пользу. Рост цен на нефть и пополнение стабилизационного фонда в ближайшее время могут обеспечить общественное благосостояние. А вот темпы роста экономики снижаются – стимулирующий эффект от роста нефтяных цен уже исчез. Тем не менее, с моей точки зрения, запас еще есть. Во всяком случае, на 3–4 года.

– В последнее время к факторам риска стали относить все более распространяющуюся привычку россиян жить в кредит. Может быть, отсюда идет угроза?

– Разумеется, если вы берете в долг, всегда есть вероятность, что вы его не сможете вернуть. Эта проблематика стала особенно актуальной после разгрома ЮКОСа, который был крупнейшим заемщиком средств. Банки стали искать альтернативу и нашли ее в потребительском кредитовании, где политических рисков не существует. При таком буме потребительского кредитования вероятность кризиса невозврата исключать нельзя, но даже если он и произойдет, это все же не приведет к катастрофе, подобной дефолту 1998 года. Ну, может быть, разорится пара банков, не более того.

– Получается, все у нас великолепно, угрозы кризиса как таковой нет, а люди сами себе придумывают страшилки?

– Угроза кризиса всегда существует – это непредсказуемые российские чиновники. От них можно ожидать всего. Если сейчас начнется еще одно «дело ЮКОСа», это потопит экономическую систему даже при такой нефтяной конъюнктуре. Давление государства на бизнес очень велико, и ни к чему хорошему это не может привести. Оно и сейчас уже заметно сказывается на эффективности российской экономики.

– Значит, ошибается общественное мнение: дело не в экономической конъюнктуре, а в российской политической системе?

– Да, и мне жаль, что для россиян эти дни вспоминаются как годовщина дефолта. Главная дата сегодня – годовщина победы над ГКЧП и становления демократического строя – не удостоена тем вниманием, которого заслуживает. В эти дни я вывесил на своем дачном доме российский флаг. Это не просто патриотический жест в подражание американцам, у которых подобное принято повсеместно. Это дань памяти победы демократии 1991 года, которую лично я считаю настоящим праздником. Думаю, со временем россияне будут вспоминать в эти дни именно о нем, а не о дефолте. В конце концов, и во Франции 14 июля стали праздновать не сразу после взятия Бастилии, а только после становления Третьей республики.

"