Posted 21 августа 2005,, 20:00

Published 21 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:33

Updated 8 марта, 02:33

Нулевой вариант

Нулевой вариант

21 августа 2005, 20:00
Итог визита министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа на Украину, как и прогнозировали «Новые Известия», оказался хуже самых мрачных ожиданий. В пятницу министр экономики Украины Сергей Терехин эмоционально заявил, что Украина отказывается от участия в проекте единого экономического пространства (ЕЭП

Жесткое высказывание г-на Терехина пытался смягчить министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, который заявил, что его точка зрения «не является окончательной позицией Украины». Последовало и заявление премьер-министра Юлии Тимошенко, расценившей высказывания министров-переговорщиков как «рекомендации высшему руководству двух стран». Несмотря на дипломатическую попытку сгладить конфуз, неприятный осадок все же остался. Конструктивного диалога, на который рассчитывали бизнес-сообщества обоих государств, не получилось. Главы экономических ведомств примитивно изложили друг другу взаимные претензии. Действовали чиновники, судя по всему, в строгом соответствии с утвержденным планом, в котором доминировали не экономические интересы России и Украины, а обоюдные политические амбиции.

Украина давно пытается найти альтернативу монопольным поставкам российской нефти, которые оборачиваются политическими потрясениями. Достаточно вспомнить безуспешные попытки Киева ограничить рост цен на топливо в начале лета 2005 года. В этом контексте двусторонний торговый формат с Казахстаном мог бы в перспективе увеличить объемы закупок казахстанской нефти при сокращении поставок из России. Как известно, в конце мая состоялся весьма болезненный для России пуск нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, по которому в обход российской территории нефть из Казахстана может перекачиваться и на НПЗ Украины. Если развитие диалога с Казахстаном обещает нефтяную подпитку, то с Белоруссией все значительно проще. Киев никогда не торопился устанавливать единое экономическое пространство с Минском. Дело в том, что Украина в перспективном плане претендует на членство в Европейском союзе, а диктаторские замашки г-на Лукашенко, от которых Европу откровенно коробит, Киеву решительно не нравятся.

Однако главная болевая точка Украины, на которую систематически любит давить Россия,– это поставки российского газа. На носу отопительный сезон, а надежных, альтернативных газу энергетических источников на Украине нет. Киев много ждет от намеченных переговоров с «Газпромом», которые уже многократно переносились. На уровне компаний-поставщиков газовые проблемы решить не удается. Юлия Тимошенко недавно раскритиковала работу украинской компании «Нефтегаз Украины» за плохое взаимодействие с российским «Газпромом». В результате была создана рабочая группа во главе с министром топлива и энергетики Украины Иваном Плачковым, перед которой поставлена задача – решить вопросы транспортировки российского газа через украинскую территорию и подготовить протокол о поставках газа украинским потребителям в 2006 году.

Киев продолжает увязывать российско-украинские экономические отношения с вступлением в ВТО. Украинский министр экономики отметил, что между ним и Германом Грефом состоялась содержательная дискуссия по вопросам вступления в ВТО. «Украина и Россия ведут на окончательном этапе переговоры по вступлению в ВТО. И только после согласования всех переговоров со Всемирной торговой организацией мы можем гармонизировать наши отношения с российской стороной», – подчеркнул г-н Терехин. К мнению своего украинского коллеги неожиданно присоединился и российский министр. «Конфигурация украинско-российских отношений будет зависеть от условий, на которых Киев и Москва вступят в ВТО, – говорит г-н Греф. – Это будет соглашение о таможенном союзе, которым является единое экономическое пространство, либо соглашение о свободной торговле».

"