Рус
Eng
Сорок градусов в «тени»

Сорок градусов в «тени»

22 июля 2015, 00:00
Экономика
Дмитрий ДОКУЧАЕВ
Есть в российской экономике отрасли, которые никакой кризис не берет. В частности, производство водки в первом полугодии выросло в стране почти на 5%. По подсчетам Росстата, производство этого напитка в июне в годовом выражении выросло на 16,2% и составило 6,2 млн. декалитров, а за шесть месяцев 2015 года прирост соста

Из данных Росстата видно, что в прошлом месяце наиболее значительный рост объемов показал Северо-Кавказский федеральный округ: там производство водки выросло в 3,6 раза, до 1,2 млн. декалитров.

Опрошенные «НИ» эксперты осторожно комментируют цифры, касающиеся производства водки. Дело в том, что в 2014 году выпуск сорокаградусного напитка пережил сильное падение, сократившись на 22,3% – до 66,6 млн. декалитров. Причиной этого участники рынка называли снижение доступности легальной продукции для потребителей, вызванное высоким акцизом и соответственно ростом цен. Иначе говоря, серьезные объемы производства алкоголя просто перетекли в «тень».

Более того, в начале прошлого года заводы произвели очень небольшой объем продукции, сделав существенные запасы в конце 2013 года, перед январским повышением акциза. В 2015 году акциз не повышался (он составляет 500 рублей за литр безводного спирта для крепкого алкоголя), поэтому в конце прошлого и начале этого года работа отрасли была равномерной. Что и привело к некоторому росту производства.

Тем не менее делать глобальный вывод о том, что в этом году рынок полностью восстанавливается, эксперты отрасли считают преждевременным, так как на показатели первого полугодия влиял фактор низкой базы первого квартала 2014 года. Мало того, согласно большинству отраслевых прогнозов, до конца года выпуск водки может упасть на 5–7%.

Эксперты напоминают, что три-четыре года назад в легальной рознице легальной водки было 70%, 30% было нелегальной. При этом относительно минимальных средних зарплат сегодня алкоголь для населения РФ примерно в пять–восемь раз дороже, чем для жителей Западной Европы и США.

Правительство пытается влиять на рынок путем установления минимальной розничной цены на водку. С 1 февраля этого года «минималка» была снижена с 220 до 185 рублей за бутылку. По мнению руководителя Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, результатов такое решение не дало. Продажи легальной водки в рознице не увеличились, а производить ее по-белому стало невыгодно. По оценке Дробиза, в прошлом году свыше 50% всей проданной в стране водки были нелегальными.

Данные правительства иные: в апреле вице-премьер Александр Хлопонин сообщал, что разница между объемами производства и продажи водки в 2014 году составила 22,5%, или 14,4 млн. декалитров. В 2013 году эта цифра составила 7,3%, сказал г-н Хлопонин.

Как заметил «НИ» г-н Дробиз, нынешняя грань в 185 рублей за бутылку заставляет работать практически в убыток и производителей, и продавцов. Между тем уже осенью официально установленная минимальная цена за бутылку водки может вырасти на 10–15 рублей, до 195–200 рублей. Ожидаемый рост цен на водку связан с тем, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) планирует повысить минимальную закупочную цену на этиловый спирт, произведенный как из пищевого, так и из непищевого сырья.

Между тем, согласно данным Росстата, другие категории алкогольной продукции российского производства в первом полугодии показали более существенный рост, чем водка. Так, выпуск коньяка увеличился на 10,5%, до 3,1 млн. декалитров, столовых вин – на 20,4%, до 20 млн. декалитров, игристых и шампанских вин – на 18,9%, до 5,2 млн. декалитров. И только пиво подкачало: за первое полугодие его производство упало на 7,7%.

Продажи водки в мире падают

В прошлом году мировые производители продали по всему земному шару на 5% меньше водки – таковы результаты исследования профильного международного издания Drinks International. Спад произошел из-за провала на основном для этого напитка рынке Восточной Европы, он исчисляется двузначными цифрами. По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, примерно из 350 млн. декалитров водки, потребляемых в мире, не меньше 50% приходится на Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан.
Из 52 крупнейших мировых водочных брендов-«миллионеров» (годовые продажи которых превышают 1 млн. декалитров) в 2014 году осталось только 46. Больше половины из них (24) снизили продажи. В частности, британская Diageo была ранее лидером, но продажи ее флагманского бренда Smirnoff снизились на 2% до 25,6 млн. декалитров – впервые с 2010 года. Ближайший соперник – Absolut (Pernod Ricard) – уменьшил продажу в 2014 году на 4% до 11,1 млн. декалитров.
Евгений АНДРЕЕВ

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter