Posted 21 июля 2008,, 20:00

Published 21 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:57

Updated 8 марта, 07:57

Болеем по-голландски

Болеем по-голландски

21 июля 2008, 20:00
Импорт растет в России быстрее, чем в какой-либо другой крупной стране мира, свидетельствует последний доклад Всемирной торговой организации (ВТО). Вчера Росстат это косвенно подтвердил: в январе – мае 2008 года ввоз товаров увеличился на 48,5%. Отечественной промышленности это грозит деградацией, предупреждают эксперт

В среднем за последние семь лет ввоз зарубежных товаров в Россию увеличивался на 26% в год, сообщается в докладе ВТО. По этому показателю мы занимаем первое место среди крупных экономик, опережая как развивающиеся Индию и Китай (по 23% в год), так и развитые США и Японию (7%).

При этом доля импортной продукции во внутреннем потреблении выросла с 30% в 2000 году до 53% в 2007-м, предупреждают аналитики Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Другими словами, практически половина товаров в России – иностранного производства. Тревожит специалистов не только количество импорта, но и его качество. В 2000 году в импорте машиностроительной продукции 27% приходилось на потребительские товары (в том числе автомобили), а 57% – на инвестиционное оборудование (проще говоря, новые станки, которые наши предприятия закупали, чтобы производить более качественные товары). В 2006 году «потребиловки» было уже 43%, а на инвестиционные товары пришлось только 46%.

Это явный признак того, что из-за укрепляющегося рубля импорт становится дешевле, и российские товары проигрывают зарубежным по цене и по качеству. Такой вывод подтверждается опросами промышленных предприятий. «Лидером по чувствительности к конкуренции с импортом оказалось машиностроение, 58% предприятий которого изменяют цены с учетом «давления» импорта», – утверждает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода Сергей Цухло. Почти так же тяжела ситуация в пищевой, легкой и лесоперерабатывающей отрасли.

Но, может быть, за счет того, что последние годы промышленники интенсивно обновляли оборудование, наша продукция конкурентоспособна если не внутри страны, то за рубежом? Увы, результаты исследования ИКСИ показывают: за последние годы российские машины и оборудование стали менее конкурентоспособны в развитых странах (уменьшение объемов поставок в 2000–2005 годах на 35%) и привлекательны только в развивающихся государствах и СНГ (увеличение поставок в 2,4 раза). Если в 2000 году 51% машиностроительного экспорта у нас покупали богатые страны, то спустя 6 лет – только 22%.

«Лучше всего ситуация в тяжелом машиностроении. Например, отечественные вагоны и локомотивы, а также оборудование для электростанций хорошо покупаются внутри страны», – заявил «НИ» ведущий специалист отдела аналитических исследований ИКСИ Дмитрий Плеханов. Кроме того, в России скоро должен быть запущен ряд заводов по сборке бытовой электроники и автомобилей, поэтому доля импорта здесь тоже стабилизируется. А вот ситуация с производством отечественных продуктов питания, текстиля и обуви продолжает оставаться тяжелой и неизвестно, улучшится ли в будущем, предупредил эксперт. По данным Росстата, в январе – мае 52,8% всего импорта пришлось на машины и оборудование, 13,1% – на продовольствие и 13,5% – на химическую продукцию. Импорт продовольствия за год вырос на 27,3%.

Еще несколько лет назад российские экономисты диагностировали у нашей экономики «голландскую» болезнь. Ее суть в том, что после открытия в стране больших залежей полезных ископаемых (например, в середине XX века природного газа в Голландии, откуда и пошло название) экономика через некоторое время оказывается почти неспособной производить что-либо кроме этих ископаемых. Причина в том, что валютная выручка от экспорта сырья поступает в страну, курс национальной валюты (в нашем случае – рубля) растет, в результате доля промышленности в экономике постепенно сокращается. После падения цен на сырье такие страны оказываются в кризисе. Что убедительно показывают вчерашние данные Росстата: год назад доля топливно-энергетических товаров в экспорте составляла 63,3%, а машин и оборудования – 5,1%. Сейчас доля ТЭКа – 69,4% против 4,7% – у машин.

"