Posted 21 июня 2015,, 21:00

Published 21 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:37

Updated 8 марта, 03:37

Трудящиеся соблюдают дистанцию

Трудящиеся соблюдают дистанцию

21 июня 2015, 21:00
Число сотрудников, удаленно работающих в России, в 2014 году составило около 2,53 млн. человек против 2,3 млн. годом ранее. К такому выводу пришли специалисты исследовательской компании J’son & Partners Consulting. Однако в ближайшие пять лет эта цифра может вырасти в разы, и к 2020 году уже 20% рабочих мест в России б

По данным Федеральной службы государственной статистики, всего в России численность работающего населения составила в прошлом году около 68 млн. человек. Получается, что доля удаленно работающих сотрудников в 2014 году не превысила 4%. Для сравнения: в США эта доля оценивается компанией McKinsey в 34–36%.

Впрочем, вскоре Россия, согласно прогнозам, заметно подтянется к лидерам, и к 2020 году число работающих на расстоянии достигнет в нашей стране 20% от всех занятых. А совокупная экономия от перехода на удаленную работу превысит 1 трлн. рублей.

Эта цифра почти в полтора раза превышает текущий объем всего российского IT-рынка, который Минэкономразвития по итогам 2014 года оценивает в 698 млрд. рублей.

Опрос J’son & Partners Consulting, в котором приняли участие 315 руководителей из крупных, средних и малых компаний в 15 регионах страны, показал, что в России более 40% фирм уже работают с удаленными сотрудниками. Доля крупных компаний (с числом работников более 250 человек) среди них составляет около 36%, а в Москве и Санкт-Петербурге – 41%. Больше всего удаленных работников задействовано в ритейле, телекоммуникационной отрасли, промышленных, строительных и IT-компаниях.

Распространение Интернета и облачных технологий позволяют работать из дома вполне эффективно. В удаленной схеме взаимодействия график становится действительно гибким, а ожидание в пробках по пути на работу и домой исчезает как целое явление. Больше не требуется носить с собой множество личных вещей и пытаться создать на рабочем месте уютное окружение.

Плюсы для компании заключаются в экономии ресурсов, денежных средств и возможности работать более устойчиво за счет физического разделения людей. Так возникает меньше поводов для конфликтов, а простои целых отделов из-за отключения воды и электроэнергии исключаются полностью.

По подсчетам аналитиков, каждый сотрудник, начинающий работать удаленно и обеспеченный необходимыми условиями (компьютером, программным обеспечением, мобильной связью), может приносить компании порядка 170 тыс. рублей ежегодно. Совокупный экономический эффект от дистанционной работы в России уже составляет 68 млрд. рублей в год. Эта сумма складывается из четырех факторов: отсутствия необходимости тратить время на дорогу до офиса (22 млрд. руб.), доступа к рабочему месту даже в период больничного (5 млрд. руб.), экономии на содержании офисного места (38 млрд. руб.) и снижения затрат на оплату труда за счет найма сотрудников из регионов (3 млрд. руб.).

Между тем долгое время удаленные сотрудники считались второсортными кадрами, что отражалось на их зарплате. Сейчас в 68% опрошенных компаний размер заработной платы вообще не зависит от того, работает ли сотрудник в офисе или выполняет задания дома. Более того, в 12% компаниях дистанционные работники получают больше своих коллег, приходящих в офис.

В то же время опрошенные «НИ» эксперты назвали и ряд сдерживающих факторов для повсеместного распространения дистанционной занятости. Работодатель, например, нередко опасается, что не сможет контролировать сотрудника, который находится вне офиса, а внутренняя корпоративная информация окажется под угрозой «утечки». Кроме того, некоторые работодатели не могут или не хотят выстраивать работу с удаленными сотрудниками – например, проводить планерки по «Скайпу».

«Дистанционная занятость – глобальный тренд на рынке труда. Те компании, которые в своей системе управления внедрят гибкое рабочее расписание с возможностью работать из дома или любого другого удобного места хотя бы время от времени, сильно выиграют в привлечении и удержании высококлассных специалистов», – прокомментировала результаты исследования генеральный директор J’son & Partners Consulting Светлана Водянова.

"