Posted 21 июня 2004,, 20:00

Published 21 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Государство не может, бизнес не хочет

Государство не может, бизнес не хочет

21 июня 2004, 20:00
Депутаты профильных комитетов Госдумы обсуждали вчера проблемы инновационной деятельности в России. Воплощению интеллектуальной собственности в качественный продукт препятствует низкий уровень финансирования со стороны государства, нежелание бизнеса вкладываться в науку, а также отсутствие правового обеспечения в этой

Как сообщил председатель думского подкомитета по научно-технической политике, образованию и медицинской промышленности Сергей Колесников, количество подаваемых на изобретения заявок уменьшилось за последние годы в шесть раз. «Если в 1994 году Россия занимала 33-е место по уровню научно-технического развития, то к 1998 году она опустилась на 127-е», – посетовал депутат. О том, на каких позициях находится страна сегодня, сказано не было, однако в том, что наш рейтинг за шесть лет выше не стал, сомневаться не приходится.

По словам начальника отдела Федерального агентства по науке и инновациям Геннадия Шепелева, российское производство наукоемкой продукции составляет 10 млрд. долларов, или от 0,3 до 0,5% мирового рынка. Это не просто мало, это мизерно, особенно если учесть, что в советские времена страна лидировала по количеству научных разработок.

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 28 тыс. наукоемких предприятий. «Если мы хотим повысить долю российской науки в мире до 0,6%, необходимо удвоить количество таких предприятий», – подсчитал г-н Шепелев. Для этого, по его словам, необходимо развивать инфраструктуру, обеспечивать предприятия производственной базой.

Правда, это возможно только при наличии надлежащих средств, а с финансированием науки у государства всегда были сложности. Не меняется ситуация и сегодня – основной пафос не так давно состоявшегося выступления премьера Михаила Фрадкова перед учеными Академии наук состоял в том, что они должны кормить себя сами.

Тем временем США ежегодно расходуют на научные исследования до 625 млрд. долларов, а российское государство «от щедрот» финансирует науку на уровне 1,3 млрд. долларов. Получается, что наши реальные затраты ниже, чем, например, в Дании, Чехии и Финляндии – странах, безусловно, уважаемых и развитых, но пока еще не входящих в инновационную элиту. «Министерства не верят, что Академия наук может сделать за деньги что-то дельное», – посетовал академик РАН Владимир Козырев.

Поэтому не стоит удивляться «утечке мозгов» на Запад. Год назад средняя по науке месячная зарплата находилась на уровне 193 долларов, в то время как далеко не самый успешный американский физик легко зарабатывает 5300 «зеленых». Нет денег – нет новых оригинальных разработок, нет внедрения открытий и изобретений. Поэтому и получается, что из трех миллионов продаваемых сегодня в России автомашин 1 миллион – импортных. Парламентарии сошлись во мнении, что не стоит ждать помощи от властей. Инновационный бизнес начнет развиваться только в том случае, если задует попутный ветер со стороны частных корпораций, готовых вкладывать средства в научные проекты. Однако пока бизнес почти не слышит инновационного вызова, предпочитая инвестировать деньги в другие финансовые инструменты. Оно и не мудрено: инновационная деятельность не гарантирует быстрой прибыли, а научные проекты если и окупаются, то в очень долгосрочной перспективе. «Ни один банк не будет финансировать фундаментальную науку», – в один голос сокрушались ученые. Заметим, что и с прикладной дела обстоят не намного лучше.

Исправить положение может, по мнению депутатов, разработка соответствующих законов. Они предложили, в частности, ввести жесткие экологические стандарты на эксплуатацию природных месторождений. «Это вызовет потребность компаний в новых технологиях, в результате в сектор инноваций начнут поступать деньги», – надеются парламентарии.

Помимо этого, законодательно можно решить и проблему недоверия между властью и бизнесом в отношении результатов научных разработок. По словам Владимира Козырева, нужен такой закон, в котором были бы прописаны формы сотрудничества государства и предпринимателей, а также регулирование прав на результат инновационной деятельности: кому, как и на каких условиях они передаются. «Эти права должны быть закреплены за организациями-исполнителями», – считает зампред думского комитета по труду и социальной политике Сергей Неверов.


На науку средств нет

"