Posted 21 мая 2013,, 20:00

Published 21 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:15

Updated 8 марта, 05:15

Липовый расцвет

Липовый расцвет

21 мая 2013, 20:00
На днях московская полиция отчиталась о задержании четырех человек, осуществлявших незаконную банковскую деятельность. Между тем подобные случаи не единичны. Информация об обнаружении в том или ином регионе очередного фальшивого банка, работающего по липовой лицензии или вообще без нее, появляется практически ежемесячн
Сюжет
Банки

Согласно данным полиции, задержанные граждане в период с 22 мая по 13 сентября 2012 года, не имея разрешения Банка России, с целью вывода денег из-под госконтроля незаконно осуществляли банковские операции по открытию и ведению счетов юрлиц, а также кассовому обслуживанию, переводу, «транзиту» и обналичиванию денег за вознаграждение, используя реквизиты ряда фиктивных фирм. Эта история была бы ничем не примечательна, если бы подобные случаи не встречались в последнее время буквально на каждом шагу. Так, в середине апреля в Санкт-Петербурге был обнаружен фальшивый Балткомбанк. Среди услуг, предлагаемых несуществующим банком, значились выдача кредитных карт VISA, потребительских кредитов, ипотека, а также пять видов вкладов. При этом при попытке оформить какой-либо из кредитов сайт выдавал сбой, но кредитная карта в отличие от остальных продуктов оформлялась удачно. Банк утверждал, что у него якобы имеется офис, расположенный в здании крупного торгового центра в городе. Между тем название банка не значилось в реестре кредитных организаций Банка России. Его лицензию под номером 2951 якобы выдал первый зампред ЦБ Андрей Козлов 22 мая 2007 года, который на самом деле был убит еще в сентябре 2006 года. Банк с таким названием также не входил в обязательную систему страхования вкладов, а при поиске этого учреждения по номеру лицензии на сайте ЦБ России предоставляется информация о ЗАО «Кубанский народный банк приватизации», лицензия которого аннулирована в сентябре 2002 года.

Еще раньше – в феврале – Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обнаружило на одном из банковских форумов жалобу на некий Тон-банк. Зайдя на его сайт, специалисты АСВ увидели, что тот именует себя членом многих отраслевых ассоциаций, своими банками-корреспондентами называет ведущие банки мира, а кроме того, разместил генеральную лицензию ЦБ № 2161, якобы выданную в ноябре 2005 года. В то же время информации о финансовых показателях, а также о владельцах и топ-менеджерах компании на сайте не было, хотя ЦБ обязывает их раскрывать. Тон-банк предлагал автокредиты, ипотеку, различные потребительские кредиты. Но при этом онлайн-заявку можно было направить только на кредитную карту, для которой банк просил указать все персональные данные. АСВ поделился информацией с Центробанком, вместе ведомства установили, что лицензия с таким номером, как у Тон-банка, принадлежала Первому федеральному банку, ликвидированному в 2004 году. Сотрудники ЦБ выехали по адресу, где, согласно информации на сайте, располагался офис банка, но нашли там только салон интерьера.

В середине апреля дал о себе знать Объединенный банк развития, также работавший без лицензии ЦБ. На сайте «ОБР» при том утверждалось, что ЦБ выдал ему лицензию под номером 4445. На самом деле таких номеров не существует, поскольку сейчас Центробанк дошел только до лицензии под номером 3349. При этом под номером 3345 до середины 2012 года действовал настоящий Объединенный банк развития, однако Банк России отозвал у него лицензию из-за того, что тот не исполнял обязательства перед кредиторами, не создавал адекватные резервы, а также предоставлял регулятору недостоверную отчетность. Фальшивый «ОБР» практически полностью копировал реквизиты настоящего, за исключением того, что фальшивая финансовая организация зарегистрирована в Екатеринбурге, а не в Москве.

Центробанк признается, что сталкивается с такой ситуацией впервые. Как сообщили «НИ» в пресс-центре ведомства, обычно к ним поступают жалобы на фиктивные компании, предлагающие кредиты или вклады, но никто из них ранее не называл себя банком. По словам президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, деятельность фальшивых банков является в лучшем случае мошенничеством, а в худшем – нарушением закона об отмывании денег и финансировании терроризма. «Это плохой сигнал для рынка: первый фиктивный банк был обнаружен в феврале, а второй – уже в апреле, – говорит г-н Аксаков. – Скорее всего, ущерб от их деятельности был небольшим. Однако негативная практика создания фиктивных кредитных организаций не должна распространяться». По мнению специалиста, следует усилить контроль за мошенниками со стороны силовых структур. Вероятно, также должен быть поднят вопрос о создании специальной структуры, которая бы фиксировала подобные нарушения.

По данным собеседника «НИ» из Центробанка, подобные сайты обычно создаются либо для сбора персональных данных доверчивых клиентов для продвижения продуктов, либо для мошеннических операций. Сейчас ЦБ обсуждает с Минкомсвязи, как пресечь или выявить на ранней стадии случаи регистрации сайтов, содержащих слово «банк» или bank. Банковские услуги на этих веб-ресурсах предлагают организации, не имеющие государственной регистрации и лицензии ЦБ. Также были выявлены случаи, когда сайт регистрируется и работает под именем реально существующего банка, но в действительности никакого отношения к нему не имеет. Один из вариантов борьбы с подобным явлением – обязательная проверка наличия банковской лицензии при регистрации доменного имени, содержащего эти слова.

Между тем Уголовный кодекс квалифицирует банковскую деятельность такими организациями, также с использованием Интернета, как незаконную. Если получен доход от такой деятельности в особо крупном размере, организаторам грозит наказание в виде лишении свободы сроком до семи лет.

Напомним, что «Новые Известия» в течение ряда лет рассказывали о случаях афер в обменниках, зачастую либо прикрывавшихся вывесками несуществующих банков, либо действовавших от имени банков, у которых к тому моменту была отозвана лицензия. Серия наших публикаций привела в свое время к возбуждению уголовного дела. Однако, как мы видим, проблема не только не решается, но, напротив, вновь приобретает особую актуальность. Редакция «НИ» будет и дальше следить за темой банковских мошенничеств.

"